Почему "Казагро" не вылезает из карманов граждан?

Результаты заподлицо

Миссией Национального управляющего холдинга “КазАгро” является “реализация государственной политики по стимулированию индустриального развития АПК на принципах результативности, транспарентности и эффективного корпоративного управления структурами холдинга”. На ум приходит анекдот (я его слегка приблизил к нашим реалиям). Журналисты спрашивают у фермера:

– Скажите, как у вас прошел год?

– Не поверите, замечательно. Урожай зерна хороший – без хлеба не останусь, картошка хорошо уродилась, а еще свинья опоросилась...

– Вы не хотели бы поблагодарить за это “КазАгро”?

– С чего бы? Пахал сам, сеял сам, растил и собирал опять-таки сам – в чем тут их заслуга?

– А если подумать?

– Ну, ежели подумать, то насчет свиньи не отрицаю, тут всяко могло быть...

Это я к тому, что непонятно, какова роль “КазАгро” и его дочерних компаний в том, что происходит в нашем сельском хозяйстве.

Вот, к примеру, в годовом отчете “КазАгро” говорится, что проекты, профинансированные за счет средств НУХа, в 2014 году произвели 80,7 тысячи тонн мяса и мясопродуктов. В то же время в целом по Казахстану в прошлом году произведено 187,5 тысячи тонн мяса и мясопродуктов. То есть наибольшая часть аграрного сектора работает без “КазАгро”.

Может, “КазАгро” сосредоточился на том, чтобы обеспечить экспорт сельскохозяйственной продукции? Нет, доля экспортной продукции, произведенной за счет средств НУХа, невелика – в 2014 году это всего 5,7 процента.

“КазАгро” радуется росту инвестиционных проектов. И впрямь такой рост наблюдается – и в количественном выражении, и в денежном объеме. Но вот если мы сравним число одобренных проектов с числом реализованных, будет не до радости: в 2012 году было одобрено 75 проектов, реализовано 67, в 2013 году одобрено 113, реализовано 68, в 2014-м реализовали всего 73 из 133 одобренных проектов. То есть почти половина проектов, которые нуждаются в деньгах, продрались через бюрократию “КазАгро”, добились положительного решения, но так и не увидели свет. Ну и где тут “принцип результативности”?

Посредственный посредник

При этом “КазАгро” разбухает, превращается в большой холдинг с разветвленной структурой. Это своего рода семья – по-итальянски “мафия” – с многочисленными “дочками”, “внучками” и “правнучками”.

Из семи “дочек” три – финансирующие. И у них “четко” разделены обязанности.

“АО “КазАгроФинанс” предоставляет лизинговые услуги и осуществляет кредитование инвестиционных проектов, ориентировано на крупный и средний бизнес. АО “Аграрная кредитная корпорация” финансирует объединения сельхозтоваропроизводителей, выдает кредиты на весенне-полевые работы, реализует специальные программы по развитию животноводства. Клиентами АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” являются в основном мелкие предприниматели, находящиеся на начальной стадии развития бизнеса”, – так описывает разделение труда председатель правления НУХ “КазАгро” Нурлыбек Малелов в одном из своих выступлений.

Один кредитует крупных, другой – мелких, а третий – и тех, и других, но по своим, одному ему известным критериям. Как там было у Райкина: “Один вырывает, второй примеряет, третий коронки штампует, а за дикцию никто не отвечает”.

Между прочим, у этого фонда финансовой поддержки сельского хозяйства как минимум с десяток микрокредитных организаций.

Как тут разобраться простому фермеру?

Выступая с Посланием к народу Казахстана, наш Президент поставил точный диагноз этой организации: “Холдинги “КазАгро” и “Байтерек” превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Все это сопровождается раздутыми штатами, тратой огромных бюджетных ресурсов. В то же время это приводит к вытеснению инвестиций и инициативы”.

Манит облигация

В своем запросе мы попросили руководство “КазАгро” рассказать, с какой целью и на каких условиях НУХ приобретает ценные бумаги “КазАгроФинанса” и “Аграрной кредитной корпорации” на сумму порядка 45 миллионов тенге. Ответ занял два абзаца.

В первом нам рассказали о том, что является целью холдинга (вдруг мы не знаем?). Во втором абзаце нам сообщили: “Приобретая облигации своих дочерних компаний, в т. ч. АО “КазАгроФинанс” и АО “Аграрная кредитная корпорация”, холдинг тем самым предоставляет им финансирование для дальнейшего кредитования субъектов агропромышленного комплекса, что в итоге содействует его развитию”.

Про развитие АПК мы уже говорили выше. Добавлю только одну цифру: как утверждают наши коллеги из журнала Forbes Kazakhstan, доля валового выпуска продукции сельского хозяйства в ВВП страны как была на уровне 6,6 процента в 2010-м, так и осталась такой же в 2014-м.

Но нас интересует переток денег. Чтобы “КазАгроФинанс” выдал кредит сельхозпроизводителям, он выпускает облигации, которые выкупает “КазАгро”. То есть теперь фермеры должны “КазАгроФинансу”, а тот в свою очередь – “маме”, холдингу “КазАгро”.

Ничего не напоминает? Ага, историю про тумбочку:

– Ты где деньги берешь?

– В тумбочке!

– А кто в тумбочку деньги кладет?

– Жена!

– А у нее деньги откуда?

– Я даю!

– А ты где их берешь?

– Из тумбочки!

Вот только в случае с “КазАгро” мы точно знаем, кто деньги в тумбочку кладет – все мы, граждане Казахстана.

Миллиард долларов “КазАгро” получил из Национального фонда – это наши с вами сбережения “на черный день”.

Накануне Дня независимости председатель правления “КазАгро” Нурлыбек Малелов радостно оповестил всех, что холдинг берет кредит во Всемирном банке – 2 миллиарда долларов на 35 лет. А с 2013 года холдинг уже набрал кредитов на 1,2 миллиарда долларов. Все эти долларовые кредиты дорожают одновременно с падением курса тенге. И ведь “КазАгро” работает на нашем рынке, зарабатывает в тенге. Как будут отдавать? Ни один здравомыслящий человек сегодня в Казахстане не возьмет кредит в долларах даже на покупку микроволновки. А тут – 2 миллиарда!

Второе объяснение – руководители “КазАгро” мыслят не как бизнесмены, а как чиновники, не категорией “заработать”, а категорией “освоить”. А как возвращать долги, у таких чиновников голова не болит – есть же государство, владеющее 100 процентами акций “КазАгро”. Государство возьмет в Нацфонде или заберет у своих граждан. И мы, простые казахстанцы, оплатим из своего кармана гениальную идею взять в долг 2 миллиарда долларов в тот год, когда тенге обесценился на 80 процентов!

И мы едва это не сделали, когда в правительстве вовсю обсуждался вопрос о том, чтобы выделить для нужд “КазАгро” 80 миллиардов тенге из средств ЕНПФ, то есть из наших же пенсионных накоплений. Больше того, “КазАгро” уже выдавались деньги из ЕНПФ – не менее 50 миллиардов тенге, половина из которых была получена холдингом напрямую.

Замученная прозрачность

Еще мы поинтересовались в “КазАгро”, почему они покупают рекламно-информационные услуги из одного источника. Оказалось, закупки товаров и услуг, связанных с информационно-имиджевой и рекламной деятельностью “КазАгро”, осуществлялись аж по 21 позиции! Видимо, поэтому нам не стали отвечать на вопрос, просто подчеркнув, что закупки из одного источника на вышеназванные цели в структуре закупок составляют 15 процентов. Правда, не ясно – это от общего числа или от общего объема? А какой процент закупки из одного источника составляют по всем закупкам? Судя по объявлениям, немалый.

Далее в официальном ответе рассказывается, что все закупки “КазАгро” ведет в строгом соответствии с законом. И столько благородного негодования в этих нескольких абзацах – мол, как вы можете сомневаться в том, что у нас все честно и прозрачно!

Во-первых, вы и сами, уважаемые руководители “КазАгро”, в этом сомневаетесь. Иначе не стали бы закладывать в бюджет 2015 года 35 миллионов тенге на создание системы электронных закупок.

Во-вторых, не сомневаться можно только в том случае, если компания выстроила безупречную систему корпоративного управления, исключающую злоупотребления, даже если найдется пара человек, желающих воспользоваться своим служебным положением.

Увы, в случае с “КазАгро” это не так. Бывший руководитель этой организации Дулат Айтжанов получил три года в рамках так называемого “дела Ахметова”, ибо профинансировал проект строительства Топарских теплиц, несмотря на два отрицательных заключения комитета по оценке рисков “КазАгро”. Проект был таки вынесен на рассмотрение кредитной комиссии, где его и “продавил” г-н Айтжанов. В итоге был выдан кредит за счет средств АО “КазАгроФинанс”.

Если бы в “КазАгро” была создана прозрачная и саморегулируемая система недопущения таких вот решений, противоречащих принципам и правилам холдинга, мы, может быть, и не сомневались бы в правильности всех закупок и решений по кредитам. А пока – извините!

В годовом отчете “КазАгро” за 2014 год есть показатель, который, видимо, напрямую связан с 21 позицией по закупкам информационно-имиджевых услуг. Упоминаемость холдинга в СМИ должна расти ежегодно как минимум на 5 процентов. Думаю, в 2015 году показатель будет перевыполнен благодаря судебному процессу в Караганде. Ну и моя статья внесет лепту в это благое дело, причем совершенно бесплатно.

Чем больше мы будем интересоваться деятельностью таких государственных структур, как “КазАгро”, тем быстрее они перестанут быть вещью в себе и начнут ориентироваться на реальные дела.

Алматы