Почему проваливаются улицы?

На этой неделе корреспондент нашего издания лично убедился в том, что рассказы алматинцев о том, что на некоторых улицах города асфальт буквально проваливается под землю, – не досужий вымысел. Строго говоря, и до этого я имел сомнительное удовольствие убедиться в том, что в различных районах южной столицы на том месте, где положено быть тротуарам и улицам, зияют ямы.

Например, на улице Карасай батыра нам открылся пейзаж с элементами инфернальности – пламя из недр не било, хохота чертей слышно не было, но дымились провалы очень бодро. Коммунальные службы не очень быстро, но все-таки ликвидировали несколько неровностей городского рельефа (в частности, на улицах Толе би и Мынбаева). Проблема, однако, в том, что и на этих свежезалатанных местах, и на многих других земля опять может уйти из-под ног. Причина тому – “искусные” руки городских коммунальщиков. По крайней мере, к такому мнению склоняются опрошенные нами эксперты.

– Причиной постоянных провалов дорог могут быть как недоброкачественно выполненные дорожные работы, так и неправильно произведенный ремонт подземных коммуникаций, – считает Бауржан ИСКАКОВ, начальник управления мобилизационной подготовки, гражданской обороны, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий по городу Алматы. – Например, горячая вода из труб может размыть грунт, что происходит очень часто. Я уверен, что в большинстве случаев провалы – это не природный катаклизм, так как грунт на большей части территории Алматы не создает особых проблем дорожникам, а это чье-то разгильдяйство. А то получается, что и без всяких мифических озер и пещер под городом можно под землю провалиться…

Владимир БЕЛОСЛЮДЦЕВ, директор Казахского геотехнического института изысканий, когда наш корреспондент сообщил ему адреса провалов, ответил весьма кратко:

– В тех районах города, о которых вы мне сообщили, грунты обычно не создают особых проблем для строителей-дорожников. Надо проверить все этапы подготовительных, строительных и эксплуатационных работ – были ли они проведены должным образом.

Евгения КАГАНОВИЧ, вице-президент АО “Казахский дорожный научно-исследовательский институт”, ознакомившись со снимками с мест аварий, одной из наиболее вероятных причин провалов назвала низкое качество ремонтных работ подземных коммуникаций:

– Возможно, тут, как и в случае с недавним провалом дорожного покрытия на проспекте Аль-Фараби, дело в том, что трубы под землей пропускали горячую воду, которая и подмыла грунт, образовав полости. Нередко такое случается после опрессовки труб (подача воды под повышенным давлением. – Прим. ред.) весной. К сожалению, вполне вероятно и то, что коммунальные службы после проведения ремонтных работ не удосужились восстановить плотность и прочность грунта – наши коммунальщики вообще любят заполнить место вскрытия чем попало. Как следствие – на этом месте вскоре образуется провал... В любом случае государственный технический надзор должен выявлять причину каждой такой аварии, так как струя пара, бьющая из-под асфальта в центре современного города, – это не гейзер, а, скорее всего, дело чьих-то “умелых” рук, иначе говоря, опасное техногенное происшествие.

Учитывая умение наших коммунальщиков вызывать к жизни гением своей ремонтной деятельности вышеперечисленные чудеса природы, хочется задать вопрос: а не получится когда-нибудь так, что после очередного ремонта струя пара забьет рядом со стеной какого-нибудь жилого дома?..

Филипп ПРОКУДИН, фото автора