Это было озвучено и на семинаре в Уральске по вопросам рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. С начала нынешнего года в республике рассмотрено всего 32 уголовных дела с участием присяжных заседателей. Негусто. Обвиняемые все-таки предпочитают, чтобы их дела рассматривали профессиональные судьи.
А ведь предполагалось, что присяжные из народа более гуманно будут судить лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Однако уже после первых процессов преступники, похоже, поняли, что присяжные порой даже более суровы, чем сами судьи.
По мнению судьи Верховного суда РК в отставке Раисы Юрченко, причина кроется еще и в том, что на сегодня лица, совершившие преступления, могут заявить ходатайство о рассмотрении дела в суде с участием присяжных только на стадии предварительного расследования. А тут следователь не всегда разъясняет ему права, а адвокат не всегда при этом присутствует. Правоведы говорят, что в Парламенте уже лежит закон, который сулит большие изменения в структуре судебной системы. В первую очередь будут созданы специализированные суды, в которых будут рассматриваться дела только с участием присяжных заседателей. К тому же предусматривается расширить категории дел, которые будут рассматривать присяжные. Все дела об особо тяжких преступлениях будут рассматриваться в этих судах.
Но главный вопрос, который волнует всех, – справятся ли с этим присяжные? Смогут ли люди, зачастую не имеющие особого образования, определить вину подсудимого? К тому же те, кто участвовал в качестве присяжных в тех двух процессах в Уральске, говорили о психологической нагрузке, о своей неподготовленности, о том, как это тяжело и сложно – решать чью-то судьбу. И многие не желали бы больше возвращаться в суд в качестве присяжных.
Гульмира Кенжегалиева, наш корреспондент по Западно-Казахстанской области