Почему предпринимателям Караганды мешает работать автоматизированная система управления рисками

СУР под грифом “секретно”

– К нам обратилось несколько предпринимателей, которые осуществляют таможенную очистку самостоятельно, без привлечения брокеров и регулярно при этом сталкиваются с проблемами, – рассказала юрист Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Гульнара КАБИЕВА. – При декларировании товара декларант предоставляет в таможенный орган документы, сведения, квитанции об оплате пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством.

Несмотря на то что Таможенный кодекс предусматривает принцип выборочности объектов таможенного контроля, предприниматели жалуются, что карагандинскими таможенниками проводится тотальный контроль всех поставок товара предпринимателей, обратившихся к нам за помощью.

При каждом декларировании товара предпринимателям выдается уведомление о том, что заявленные ими сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными. Ссылаются работники таможни на то, что такие признаки были обнаружены с помощью автоматизированной системы управления рисками (СУР). А при попытках декларантов выяснить, на чем основаны эти признаки, таможенный орган ссылается на секретность СУР.

По словам юриста бизнес-ассоциации, с этого момента и начинаются проблемы импортеров-участников ВЭД.

После вручения уведомления таможенники выносят решение о проведении дополнительной проверки и параллельно выдают расчет доначисленной суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

После этого декларант обязан доплатить указанную сумму, перечислив ее на специальный счет, и только после этого товар выпускается в свободное обращение. И в течение месяца таможенный орган решает, утвердить заявленную таможенную стоимость товара или откорректировать ее.

– Мы столкнулись с тем, что в 100 процентах случаев таможенная стоимость, которую заявили наши предприниматели, подтверждается, – подчеркнула Гульнара Кабиева. – Но возврат сумм доначислений, перечисленных предпринимателем, занимает продолжительное время. Казахстан теряет миллиарды из-за ретивых таможенников

Уходит несколько месяцев, и это имеет отрицательные последствия для предпринимателей: изъятые из оборота деньги не приносят дохода плюс они несут ущерб в связи с курсовой разницей.

А про вред деловой репутации и невозможность утверждения отпускных цен до тех пор, пока стоимость товара не будет откорректирована, и говорить не приходится. Кроме того, формируется отрицательный имидж перед иностранными партнерами по бизнесу и сокращение количества поступающих в Казахстан инвестиций.

Обжалованию не подлежит?

– Например, в январе текущего года мы обратились в суд с заявлением, в котором значилось два требования – признать незаконность действия должностного лица таможенного органа и признать незаконным решение о проведении дополнительной проверки. Суд вынес определение лишь в отношении одного нашего требования, а второе не было рассмотрено вовсе. Судья Жанар СМАГУЛОВА пришла к выводу, что решением о проведении дополнительной проверки нам предложено предоставить данные, которые необходимы для принятия решения, которое впоследствии может быть оспорено. Однако дополнительная проверка, в результате которой заявленная таможенная стоимость товара подтвердилась, была закончена 6 декабря 2017 года. В суд мы обратились спустя полтора месяца после окончания дополнительной проверки – 24 января 2018 года.

Судья, неправильно определив и выяснив круг обстоятельств, имеющих значение для дела, не рассмотрев всех заявленных требований, отказала нам в обжаловании, таким образом ущемив нас в правах.

Ведь согласно гражданско-процессуальному законодательству каждый имеет право обжаловать действия либо решения любого должностного лица, государственного органа, которые нарушают его права и интересы. И требования заявления, согласно статье 225 ГПК РК, должны быть рассмотрены и разрешены в пределах заявленных истцом требований.

Больше меньше, да лучше

Председатель гильдии участников внешнеэкономической деятельности, вице-президент Казахстанской ассоциации предпринимателей и сервисных услуг Ринат САФИУЛЛИН усматривает в появившейся тенденции почву для создания коррупционной ситуации.

– У нас был случай, когда груз косметики по нескольким позициям вызвал сомнения у системы управления рисками, причем таможенники заподозрили, что реальная стоимость товара в 13 раз меньше, чем заявленная, – привел он пример из практики. – Предпринимателя обязали внести доначисление, которое составило два миллиона тенге!

А после проверки сообщили, что стоимость товара соответствует заявленной в декларации. Сумму доначислений он сразу вернуть не смог, понес убытки.

Кто ему их возместит? Таким образом, создается ситуация, при которой предпринимателю предлагается два варианта отстаивания своих прав и интересов: договориться с таможенником “на входе” или идти в суд постфактум.

По словам Рината Сафиуллина, суды не торопятся вставать на защиту интересов предпринимателей, поскольку видимых убытков в данной ситуации последние вроде бы не несут.

И получается, что участников ВЭД подталкивают к мысли: “Честно работать невыгодно, дешевле договориться”.

– Смотрите: плановые проверки отменены, проверки по анонимным сообщениям не проводятся. И на пьедестал выходит система управления рисками – электронная система, в которую закладываются данные о товарах, ввозимых на территорию стран Таможенного союза. Допустим, ввозится в Казахстан два вида шампуня. Один – по 100 тенге, другой – по 1 000. СУР выдает: “Проверить документы”, но таможеннику проверять документы не хочется. Как вредят казахстанской экономике серые схемы кыргызского экспорта

Он объявляет: “Система управления рисками назначила проверку”. И выдает уведомление о минимизации риска.

Как говорит председатель гильдии, бланк уведомления с юридической точки зрения вызывает большие сомнения. Это просто бумага формата А4, пестрящая множеством кодов, где в графе “статус” значится слово “заготовка”. Но эта самая бумага является для работников таможни основанием для проведения так называемых дополнительных проверок, которые для казахстанских импортеров являются не чем иным, как очередным административным барьером.

Импортеры не нужны?

– Предполагаю, что в ближайшее время будет большой вал проверок, основанных на данных СУР. Дело в том, что в старом Таможенном кодексе было написано: должностное лицо может проводить контроль как до, так и после выпуска товара. В новом кодексе уже другая формулировка: он обязан это сделать.

При этом на любой наш запрос или жалобу приходит ответ: данная норма была введена по просьбе предпринимателей. Хотя мы писали, возражали против принятия нового ТК в нынешнем его виде. Но его приняли.

Новый Таможенный кодекс, увеличенный на 92 (!) статьи, по словам предпринимателей, создает больше препятствий внешнеэкономической деятельности, нежели пользы.

– Но недобросовестным чиновникам это лишь на руку, – уверяет Ринат Сафиуллин. – Им невдомек, что доначисленные суммы лягут на конечного потребителя. А, учитывая низкую покупательскую способность наших граждан, продажи у предпринимателей будут падать, они будут разоряться и уходить с рынка. На сегодняшний день число участников ВЭД и так уменьшается.

Но эти самые государственные служащие вразрез политике Казахстана ищут собственную выгоду.

Глава государства ежегодно в своих Посланиях народу Казахстана говорит о том, что необходимо помогать предпринимательству, снижать администрирование, снимать барьеры. Но разные органы, ведомства, словно в пику, создают законы, нормативно-правовые акты, которые работают на усиление администрирования.

Тем не менее, по словам руководителей ОЮЛ и ИП “Казахстанская ассоциация предпринимателей и сервисных услуг”, они намерены продолжать борьбу за права предпринимателей – участников ВЭД в правовом поле. В том числе и в международных судах.

КАРАГАНДА

Автор: Лариса ЧЕН