Почему праздник Наурыз является ровесником пирамид

Так утверждает официальная наука. Об этом корреспонденту медиа-портала Caravan.kz рассказал кандидат исторических наук, доктор философии Владимир Осколков.

Наурыз, по сути, прямой потомок праздника Навруз, пришедшего к нам из доисламского периода в истории древнего Ирана. Более того, он является отражением религиозной доктрины зороастризма, ведь старейший источник, где упомянуто празднование Навруза, - это священная книга зороастризма "Авеста".

Из мифологии зороастрийцев – их еще называют огнепоклонниками - следует, что у главного божества Ахура-Мазды есть дочь – богиня плодородия Ардвисура Анахита. Так вот по представлениям древних иранцев эта богиня с приходом зимы умирает, а весной возрождается к жизни. Ее возрождение, а также начало весенних полевых работ и праздновали люди в дни Навруза. Тогда же, в древности, этот праздник ассоциировался с началом нового года. Получается праздник три в одном: день рождения богини, начало посевной и новый год.

Миф об умирании зимой и возрождении весной напрямую перекликается с древнеегипетским мифом о боге Осирисе, также оживающем весной с разливом Нила. Напрашивается справедливый вопрос: «Кто у кого перенял традицию?».

Увы, ученые еще не пришли к единому мнению по этому поводу. Скорее всего, никто ни у кого ничего не перенимал. Просто земледельческие цивилизации на определенном этапе развития могли создать похожие мифы, связанные с повседневным трудом, разливом рек и полевыми работами.

А что всегда считалось главным символом этого праздника?  "Так должны выглядеть современные казахи": почему на Западе группу Ninety One считают символом прогресса Казахстана

Основным праздничным атрибутом Навруза, как это ни удивительно, всегда считалось крашеное яйцо. Яйцо являлось олицетворением миропорядка по верованиям древних. С их точки зрения, неживое яйцо, похожее на камень, рождало живое. Тут прослеживается аналогия с рождением живого из неживой земли (пшеницы, овощей, деревьев).

В целом традиция отмечания Навруза издавна была схожа с празднованием иранской и христианской Пасхи. Но постепенно каждый народ, на землю которого перекочевывал Навруз, добавлял от себя что-то свое, неповторимое. За такой колоссальный период времени, прошедший с момента доказанного существования праздника, а это III век до нашей эры, в странах Ближнего Востока появились различные вариации празднования, но суть остается прежней – люди радуются приходу весны, приветствуют обновление природы и самих себя.

Напомним, что 30 сентября 2009 года Новруз включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Навруза.