Почему погибают мамы?

По утверждению главного специалиста департамента по контролю за медицинской и фармацевтической деятельностью акушера-гинеколога Сауле КОНКАШЕВОЙ, во всех пяти случаях смертности претензии к медикам минимальные. В случае с Зухрой Шугирбаевой они даже пытались ее принудительно положить в больницу на сохранение. Врачи “скорой помощи” вызвали на подмогу участкового и вместе с ним уговаривали женщину покинуть место работы на базаре. Та отказалась – нужно зарабатывать на жизнь себе, мужу и шестерым детям.

Та же претензия – отказ от госпитализации – у врачей к Шолпан Узенбаевой. Но если бы женщины согласились поехать в больницу, вызывает сомнение, что их бы там приняли. Сколько раз уже наша газета писала о таких случаях, когда тяжелым больным легко отказывают в госпитализации. Вот Гульнар Болмашева хоть поздно, но встала на учет. Потом вроде регулярно проверялась. Ей выдали все необходимые препараты железа и кальция, но рожать она поступила с резким снижением уровня гемоглобина. И отслойку плаценты ей тоже не смогли вовремя диагностировать. И неизвестно, что еще пропустили медики. Потому что те же анализы крови в местных поликлиниках, можно подумать, берутся с потолка. Например, я знаю случай, когда ультразвуковое обследование показывает холецистит, а лаборатория выдает показатели здорового человека. Говоря о случаях материнской смертности, медики главной ее причиной называют… бедность.

– На первом месте – все-таки низкий социальный уровень, – уверена Сауле Конкашева. – На втором – безответственность самих женщин по отношению к своему здоровью.

Такого же мнения придерживается заместитель начальника департамента здравоохранения области Салтанат ОМАРБЕКОВА. Список женских грехов: поздно становятся на учет, продолжают вести привычный образ жизни, выполняя обычные домашние обязанности, плохо питаются, рожают детей для получения пособий, отказываются планировать беременность.

При таком количестве населения, как в Казахстане, медицина должна бы быть одним из основных факторов демографической политики. Но врачи до сих пор под планированием семьи подразумевают либо предохранение, либо аборт, хотя это понятие включает в себя и лечение, и подготовку к материнству. При этом медики констатируют: в Жамбылской области здоровая женщина – большая редкость. Подавляющее большинство страдают экстрагенитальными патологиями. То есть имеют заболевания, которые могут осложнить течение беременности, а то и привести к летальному исходу. Лечение этих болезней для женщины, собирающейся забеременеть, – ее личное дело. Тут же сами врачи признают, что для многих это не по средствам (низкий социальный уровень). Получается замкнутый круг. Женщины беременеют, зная о своих болезнях. Но болезни эти до беременности бесплатно не лечатся, а во время беременности лечение бесплатное, но создает угрозу ребенку.

Недавно было много разговоров о профилактических осмотрах женщин репродуктивного возраста, о подворных обходах населения для раннего выявления беременных, не вставших на учет. Пять случаев смерти рожениц показывают, что все эти разговоры – лишь для отчетности. А практика – вот она: все пятеро встали на учет с опозданием, у всех патологии, выявленные слишком поздно. С одной стороны, каждый сам отвечает за свое здоровье. Тогда давайте говорить об этом откровенно, не затрачивая огромных бюджетных средств на псевдопрофилактические мероприятия, на центры ЗОЖ, которые “оздоравливают” население выпуском плакатов да чтением лекций. И все слова об охране материнства на деле оборачиваются пустой отчетностью.

Индира БОТАШЕВА, Тараз