Почему парламент распустился?

Миссия выполнена?

Обращение от имени депутатов зачитал глава парламентской фракции Коммунистической народной партии Казахстана Владислав КОСАРЕВ:

– Нынешний мажилис выполнил свою историческую миссию, создав законодательную базу Плана нации. Парламентом принято порядка 80 законов, по каждой из пяти институциональных реформ Президента выработаны “дорожные карты” по их реализации. Сейчас, когда наступает новый исторический период, начинается модернизация страны, политическая реализация по всем направлениям президентских реформ, принципиально важно, чтобы партии получили новый мандат доверия избирателей.

Руководствуясь благими намерениями – не затягивать в условиях кризиса избирательный цикл и сэкономить бюджет, мажилисмены считают целесообразным провести параллельно с парламентскими выборами и выборы в маслихаты. К слову, в какие деньги выльется налогоплательщикам выборный “банкет”, глава Минфина Бахыт СУЛТАНОВ затруднился сообщить.

– У нас ежегодно порядка 4 миллиардов тенге закладывается. Изменения происходят в сенате, мажилисе, маслихатах, на перевыборы, какие-то текущие расходы. На 2016 год у нас 4 миллиарда тенге заложено, – привел общую цифру в кулуарах парламента Султанов.

В кресле депутата не родились. Но остаться в нем готовы

Позднее, комментируя “КАРАВАНУ” инициативу самороспуска, лидер коммунистов Косарев отметил:

– Фракцией советовались, как дальше быть. Мы сейчас не можем “втащить” себя в тот объем работ, который предстоит. Эту работу начнут новые люди.

При этом Владислав Борисович не исключает возврата коммунистов в парламентские ряды, но уже в лице молодых последователей.

Его коллега Турсунбек ОМУРЗАКОВ надеется увидеть в обновленном парламенте уже не три, а большее количество партий:

– Если придут новые партии – парламенту хуже не будет.

А на вопрос, хотел бы он продолжить трудиться в стенах мажилиса, сразу ответил:

– Кто не хочет работать в таком высоком государственном органе?.. Это большое доверие народа.

Депутат от партии “Ак жол” Меруерт КАЗБЕКОВА перед грядущим сложением полномочий настроена оптимистично:

– Жизнь продолжается, я же не родилась в этом кресле – жила и работала до парламента. Для меня это первый депутатский срок, наша партия впервые была представлена в мажилисе. И для меня это большая школа, ведь когда находишься вне стен парламента, у тебя совершенно другое представление о том, что творится внутри. Сказать – это одно, а ты сядь, напиши, докажи, походи по кабинетам и сумей отстоять свою позицию. Работа в парламенте научила меня этому.

Казбекова говорит, что ей и коллегам по фракции не стыдно за свою работу: многое удалось сделать в плане поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе разработать Предпринимательский кодекс, модернизировать Закон о госзакупках. А еще депутат не преминула подчеркнуть высокую культуру общения в среде коллег:

– Народ любит зрелища, которые им дарят, например, дерущиеся депутаты украинской Рады, у нас такого нет. Хотя у нас жесткие споры, разные мнения были и есть, но при этом мы никогда не переступаем личностную грань.

Депутат Гульжана КАРАГУСОВА считает, что затягивать выборы с чисто финансовой точки зрения “было бы нехорошо – потому что курс тенге продолжает оставаться нестабильным, и все мировые валюты будут сохранять волатильность”:

– Увы, сейчас в экономических законах довлеет субъективный фактор, вся экономика стала методом решения политических споров, развязывания политических конфликтов. Но долго экономика насиловать себя не позволит, значит, в конечном итоге объективные законы должны будут проявиться.

Что ни сделаем – автомат Калашникова

Между тем директор Группы оценки рисков Досым САТПАЕВ говорит, что с 2012 года, со времени проведения последних внеочередных парламентских выборов, в стране можно было сформировать новых партийных игроков. Которые могли бы мобилизовать часть общественного мнения и создать собственные электоральные группы.

– То есть в какой-то степени уже влиять на политический процесс не на бумаге, а на деле. Но мы упустили это время, как были партии-зомби – так и остались. Есть такая шутка: в России, что ни пытаются делать, все время получается автомат Калашникова. То же самое – в Казахстане. Были прецеденты: создавались новые партии, объединялись, разъединялись, ликвидировались, но акцент больше делался на имитацию деятельности, чем на появление качественной политической структуры.

А предстоящие парламентские выборы, по мнению эксперта, будут проходить на негативном фоне:

– Уровень протестности, раздражения казахстанцев высокий. Однако для парламента это неважно – как показывает практика, выборы в законодательный орган и их итоги мало интересуют общественность. Тем более сейчас, когда простые казахстанцы больше заняты выживанием.

И не суть важно, говорит Сатпаев, сколько партий пройдет в обновленный парламент:

– Главный вопрос – какое место будет занимать парламент при транзите власти. В последнее время мы наблюдаем определенные тело-движения со стороны власти, которые говорят о подготовке к этому процессу: зачистку оппозиционного поля, кадровые перестановки прошлого года, мобилизацию финансово-экономических, политических ресурсов под крышей разных структур. А парламент пока не тянет на роль коллективного преемника, хотя надежды были, связанные с заявлениями руководства страны о возможном переходе от президентской к президентско-парламентской республике. Но для этого парламент должен быть реальным, а не формальным игроком, не должен зависеть от исполнительной системы власти, не должен постоянно смотреть в сторону Администрации Президента, не должен ждать инициатив со стороны Акорды по тем или иным вопросам. Пока же есть ощущение, что мы будем наблюдать очередной политический спектакль, который больше интересен режиссерам, чем зрителям в лице населения страны.

Астана