По данным ВОЗ, Казахстан занимает 3-е место в мире по количеству самоубийств и лидирующее – среди стран Центральной Азии.
Какие социально-психологические причины толкают молодежь на крайний шаг? Знают ли парни, девушки, куда обращаться, если на душе скребут кошки? Эти и другие вопросы выясняли специалисты ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” в рамках своего проекта "Проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения среди молодежи".
К слову, подобную работу фонд проводит много лет: на руках имеются результаты социсследований причин суицида среди девочек и девушек 15–19 лет, среди подростков Южно-Казахстанской области и другие.
Анкетирование проходило с апреля по июль 2020 года.
– Опрошено 2 000 респондентов в возрасте от 16 до 29 лет: мужская и женская часть молодежи, с разным уровнем образования, семейным статусом, разных этнических групп, проживающих в городе и селе, – рассказала “КАРАВАНУ” социолог фонда, магистр социологии Татьяна РЕЗВУШКИНА. – Впервые в наше исследование вошли молодые люди, которые вообще ничем не занимаются, являются потенциальной группой риска – neet-молодежь.
Ощущение ненужности, депрессия, финансовые проблемы
Анкета включала 30 вопросов.
– Знают ли лично респонденты тех, кто хотел бы совершить самоубийство? Рассматривая ответы, мы увидели: более 81% не знакомы с такими людьми и 18,7% – знакомы. Здесь мы должны понимать: около 200 молодых людей, отобранных случайным образом, лично знакомы с теми, кто хотел совершить самоубийство, – говорит Татьяна Резвушкина. – Региональное распределение мнений показало: молодежь в Карагандинской области чаще других указывала вариант ответа, что да, знают тех, кто хотел совершить суицид, как и молодежь г. Алматы.
Что же, по мнению опрошенных, толкает парней, девушек на крайний шаг? Психическое расстройство – 40,5%, депрессия – 38,7%, финансовые проблемы – 32,5%, одиночество, ощущение ненужности – 31,5%, конфликты с родителями – 29,9%.
– Такое распределение мнений может говорить о том, что в казахстанском обществе сложился стереотип восприятия суицидентов как психически больных людей, которые идут на крайнюю меру в силу болезни, отсутствия разума, – комментирует эксперт.
Если посмотреть ответы по регионам, к примеру, алматинцы считают, что основная причина – ощущение ненужности – 38,8%, психическое расстройство – 36%, неразделенная любовь – 29,5%. Молодежь Карагандинской области думает иначе: депрессия – 19,3%, большие нагрузки, усталость – 19%, желание разыграть – 19%. Молодежь из Туркестанской области на первое место поставила депрессию – 85,3%, затем психическое расстройство – 64% и финансовые проблемы – 61,5%. Психологи рассказали, как понять во время карантина, что у ваших близких могут быть суицидальные мысли
Кто же в группе риска?
В группу риска (кто наиболее часто совершает суициды), по мнению опрошенной молодежи, входят девушки, горожане, неработающие, необразованные и неверующие.
Согласно статистическим данным за 5 месяцев 2020 года, чаще всего суициды совершали парни и жители сельской местности. В целом респонденты не ошиблись: действительно, такие социальные группы, как безработные, необразованные люди, бездетные, принимают решение уйти из жизни чаще других.
Основная доля опрошенных уверена: казахстанское общество не одобряет и даже осуждает суицидентов, так как подозревает у них психическое расстройство. О них сплетничают, их редко поддерживают и редко им помогают.
– Обращаясь к личному опыту опрошенной молодежи из “регионов риска”, мы спрашивали, были ли лично у них мысли о самоубийстве? Ответы на данный вопрос показали: все-таки большинство респондентов не думали об этом. Среди тех, кто думал, девушки встречались чаще. В разрезе регионов мы получили сведения, что чаще других о самоубийстве думает молодежь из Карагандинской области, г. Алматы и ВКО, – говорит Татьяна Резвушкина.
На работу, учебу как на каторгу
Анкета затронула и вопросы, касающиеся семьи. Возможным спусковым крючком в семье молодые люди чаще указывали на строгую дисциплину, завышенные требования друг к другу и критику.
Также у молодых людей из 5 регионов спросили, нравится ли им их учеба или работа. Выяснилось: меньше чем половине опрошенных всегда нравится их учеба и работа. Остальным нравится время от времени или не нравится вовсе.
Ну и самые главные проблемы и трудности, с которыми сталкивается молодежь, – финансовые, в личной жизни, с учебой, здоровьем, родителями…
В региональном разрезе финансовые трудности чаще встречаются у молодежи из Туркестанской, Алматинской и Карагандинской областей.
Не всё гладко в личной жизни у опрошенных из Алматинской области, г. Алматы и ВКО. В учебе – у молодежи из ВКО и г. Алматы. Проблемы со здоровьем больше характерны для молодых людей из Туркестанской, Карагандинской областей.
На трудности в семье, с родителями чаще указывали молодые люди из Туркестанской, Карагандинской областей и г. Алматы. А вот с друзьями чаще конфликтуют молодые люди из ВКО и южной столицы.
Обращение к психологам считают неприличным
На вопрос о том, как часто молодежь из “регионов риска” демонстрирует отклоняющееся, девиантное поведение, тестируемые указали: чаще они переедают, много работают и курят.
Региональный срез данных опроса выглядит следующим образом: употребляют алкоголь, играют в азартные игры, курят марихуану, пьют обезболивающее, травмируют сами себя и много работают чаще молодые люди из Карагандинской области и г. Алматы.
Переедает молодежь из г. Алматы и Алматинской области.
Используют наркотики чаще молодые люди из Карагандинской области и ВКО. Как и занимаются экстремальным спортом.
Больше других курит молодежь из Карагандинской и Алматинской областей. Используют антидепрессанты, употребляют спайсы больше опрошенные из Карагандинской области и из ВКО.
Знают ли парни, девушки о присутствии в Сети интернет-сайтов, пропагандирующих самоубийство? 32,7% что-то слышали о них, 8,7% знают и 4,8% указали, что их знают практически все.
Пятая часть опрошенных сообщила, что тем или иным образом с разной степенью частоты общается в интернет-чатах на данную тему.
Как оказалось, основная доля респондентов слабо информирована, кто, как и где может им помочь в трудной жизненной ситуации.
Обратятся ли участники опроса за помощью к психологу, если окажутся на грани? Меньше трети ответили: да. Были и такие, кто считает обращение к психологам неприличным.
Что делать?
Как вы оцениваете свое будущее?
Молодежь г. Алматы (51%) и ВКО (50,3%) чаще других смотрит в будущее с оптимизмом. Респонденты Туркестанской области (50,5%) и ВКО (44,5%) чаще других считают, что всё зависит от них самих. Тех, кто не хочет думать о своем будущем, больше всего в Карагандинской (18,3%) и Туркестанской (14,3%) областях. Молодых людей, которым безразлично то, что их ждет, больше в Алматинской (14%) и Карагандинской (11,5%) областях. С неуверенностью вперед чаще смотрит молодежь из Алматинской (12%) и Туркестанской (5,5%) областей.
Авторы исследования рекомендуют госорганам создать единую Национальную программу профилактики суицида среди молодежи, которая позволит провести сравнительный анализ, понять цели и задачи всех министерств и ведомств, занимающихся вопросами охраны подрастающего поколения. Конечно, с учетом региональной специфики. Считают: важно привлекать к проблеме и гражданское общество, ведь только слаженная работа всех структур позволит добиться снижения числа суицидальных попыток. Пока же вся проводимая работа госструктурами, НПО, к сожалению, разрознена.
В июне в Казахстане прошли обучающие онлайн-вебинары, на которых эксперт с более чем 30-летним опытом, профессор психологии из Литвы Нида ЗИМАЙТИЕНЕ поделилась информацией, как вовремя распознать и правильно среагировать на признаки суицидального поведения.
Она рассказала, что в Литве разработан единый алгоритм действий для всех структур – государственных и не только – на случай суицидальных попыток среди несовершеннолетних. Четко, как в медицинском протоколе, прописано, как должны действовать родители, учитель, школьный психолог, соцработник, если молодой человек совершил попытку свести счеты с жизнью. Спустя несколько лет такая работа дала отличные результаты!
АЛМАТЫ