Почему немецкие компании задумываются о бегстве из Казахстана в Узбекистан

В условиях экономических антироссийских санкций многие компании перевели свои производства и офисы из России в Казахстан. Среди них порядка 40 компаний из Германии. Однако это еще не означает, что они останутся в нашей стране. На конференции, посвящённой 25-му Дню германской экономики в Казахстане немецкие бизнесмены обозначили ряд проблем, связанных с ведением бизнеса в нашей стране, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

Финансовый директор Henkel Central Asia & Caucasus Стефан Морланг в ходе пленарной сессии сообщил, что в компании трудно прогнозировать доходы. По его словам, недавние поправки в Налоговый кодекс привели к тому, что корпоративный налог для его компании увеличился в три раза. При этом уточнил, что об этом уже доложили в мажилис, сенат и другие госорганы, и сейчас с ними проводятся дискуссии. Стефан Морланг также отметил, что нестабильная обстановка и волнения, которые были в Казахстане, тоже негативно влияют на бизнес.

«В России у нас было 11 заводов, но в 2022 году мы полностью перестроили нашу работу, покинули российский рынок, сосредоточились на Кавказе и Центральной Азии, переработали всю рекламу и маркетинг. Для нас важно спокойствие, стабильность - тогда это будет история успеха», - сказал он.

Кроме того, представитель Henkel Central Asia сообщил, что в Казахстане есть проблема с кадрами. Немецкая компания столкнулась с тем, что местным специалистам не хватает образования, профессиональных навыков. Иногда работники не могут продолжать трудовую деятельность, потому как у них есть непогашенные кредиты. На предприятие постоянно приходят исполнительные листы, в которых судебные исполнители требуют удержать часть денег с заработной платы для погашения долга. По словам Стефана Морланга, такие люди не могут работать «в белую».

В конце своего выступления спикер заявил, что Казахстану не нужно забывать, что рядом находится перспективный Узбекистан, который тоже старается предоставить выгодные условия для иностранных инвесторов.

«Казахстан должен сохранять конкурентоспособность и заботиться о том, чтобы оставаться привлекательным для инвестиций», - подытожил он.

В кулуарах конференции мы выяснили, что конкретно немецкий бизнесмен имел ввиду.

- Стефан, ваша компания перенесла производства из России в Казахстан?

- Мы просто усилили свою деятельность в Центральной Азии и перенесли сюда российский офис. У нас есть производство в Капчагае, которое мы расширили, увеличили свои мощности. 

Скажите, если все вернуть и снова поставить вас перед выбором: Казахстан или Узбекистан, на какой стране вы бы остановились?

- Я сейчас не могу ответить на этот вопрос. Химическая промышленность, где мы работаем, как Henkel, исторически очень сильно была развита в Узбекистане. Понятно, что мы смотрим на Казахстан и Узбекистан, как на два больших потенциальных рынка.

- То есть вы все же рассматриваете Узбекистан как производственную площадку, и если там будут лучше условия, то вы переведете компанию?

- Мы, как предприятие, всегда просчитываем риски и ищем для себя выгоду. При этом смотрим на Центральную Азию как на полноценный регион и не выделяем Казахстан. Узбекистан большой, почему там не развивать бизнес?

О том, какие настроения в целом у немецких бизнесменов-релокантов, в кулуарах конференции рассказал Ховсеп Восканян, председатель Союза германской экономики в РК.   

-  Сколько, по вашим данным, немецких компаний переехало из России в Казахстан?

Почему Россия все еще выгоднее для иностранных компаний, чем Казахстан – эксперты

- Точную цифру трудно назвать. Могу только сказать, что в наш офис за последние 18 месяцев обратились около 18 компаний из Германии. Следует учесть, что не все бизнесмены идут в Союз германской экономики. Есть частные консалтинговые компании, которые помогают передислоцировать бизнес, некоторые предприятия выходят сами на рынок. Мы, представители германской экономики, полагаем, что с начала российско-украинской войны на казахстанский рынок зашло примерно 30-35 немецких компаний.  

Большинство из них и раньше присутствовало в Казахстане. Из-за того, что бизнес в России стало невозможно вести, они просто усилили свои позиции здесь. Есть предприятия, которые перевозят своих сотрудников, производство. Но это нелегко сделать, потому как у иностранных компаний в России есть обязательства, не дающие просто так уйти с рынка. Поэтому перемещение может затянуться. Есть компании, которые физически не присутствовали в России, но через российских партнеров обслуживали рынок Центральной Азии. Теперь они начинают напрямую выходить на казахстанский рынок.

- Есть такие компании, которые перевели офисы или производства в Казахстан, но по прошествии времени переехали в Узбекистан?

- По нашему опыту таких компаний нет. Пока нет. Есть компании, которые сразу переехали в Узбекистан, Грузию или Армению, Восточную Европу. И я не думаю, что они быстро примут решение о передислокации. Немецкие компании обычно работают несколько лет и только после этого делают окончательные выводы. Сейчас то время, когда и немецкой и казахстанской стороне нужно стараться, чтобы сотрудничество было плодотворным.

- Сегодня на пленарной сессии спикер мягко намекнул, что компании посматривают на другие рынки.

- Нужно понимать, что сейчас Казахстан представляет большой интерес для немецкого бизнеса, но есть обращения и от французских и европейских компаний, есть предложения из Китая, Турции, ОАЭ. Есть и другие потенциальные рынки. И, как мне кажется, обе стороны (немецкая и казахстанская) сейчас ожидают исполнения определенных обязательств.

Справка:

Приток ежегодных инвестиций в Казахстан из Германии составляет 400-450 миллионов долларов. Они ценны тем, что ни одного доллара не идет на нефть и газ. Все они направлены в обрабатывающую промышленность, сферу услуг и сельского хозяйства.

Сейчас немецкие компании активно разворачивают свою деятельность в Казахстане. Один из крупнейших производителей стройматериалов в мире германская компания «Кнауф» планирует запустить в Жамбылской области завод по производству гипсокартона и сухих строительных смесей. Общий объем инвестиций в завод составит 60 млрд тенге. С германской компанией Monterra Qasaqstan подписано инвестиционное соглашение по строительству золотоперерабатывающего завода на территории Кордайского района. Стоимость проекта – 832 млрд тенге.

SYBAC SOLAR планирует построить солнечную элекстростанцию на 400 МВт в Жамбылской области. Компания Hansa Consortium заявила о намерении инвестировать 500 млн долларов в проект по строительству и управлению новым аэропортом города Актобе.