23 ноября казахстанцев ужаснула новость, что в одном из мусорных контейнеров в Костанае обнаружили мертвого младенца. Это произошло в микрорайоне «Аэропорт».
Одним из первых, кто увидел малыша, оказался дворник Геннадий Леонов. В минувшие выходные он проходил возле мусорных баков и увидел маленькие ножки, когда развернул пакет - ужаснулся. В нем был крохотный ребенок с необрезанной пуповиной. Мужчина до сих пор не может прийти в себя.
Свидетельницей также стала жительница близлежащего дома, она вызвала на место медиков и полицию. Однако к их приезду малыш уже не подавал признаков жизни. Предполагается, что он находился на холоде больше часа. Сейчас в полиции завели уголовное дело, проводят расследование и разыскивают мать погибшего ребенка.
Учитывая, что это далеко не первый подобный случай, который попадает в СМИ, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с президентом ОФ «Ұлағатты жанұя» и общественным деятелем Марианной ГУРИНОЙ, дабы узнать у нее, что толкает людей на такой ужасный поступок и как с этим бороться, чтобы сохранить жизнь детям в Казахстане.
- Как вам кажется, что может побудить человека совершить такой ужасный поступок?
- Понять это я не могу. Причиной может быть глупость и неосведомленность, но даже у собаки есть какие-то чувства. Эта глупость основывается на страхе и всеми любимой фразе «уят», которая действует и здесь. Сейчас государство делает так много, чтобы эти девочки не боялись: есть дом матери, дом надежды, можно оставить ребенка в роддоме, не предавая этого огласке, но сохранить ему жизнь.
Мы переходим границу каких-то чувств, которых люди не испытывают на самом деле, и это страшно. Сейчас, глядя на эти поступки, слово «преступление» или «бесчеловечность» кажутся какими-то ласковыми по отношению к этим женщинам. Неужели нельзя найти выход из положения?!
Вопрос в том, что все девять месяцев рядом с ней были люди: одноклассники, одногруппники, коллеги, родственники... И то ли они не хотели вмешиваться, узнать, не нужна ли этой девушке помощь... К этим людям также есть вопросы. Бездушие приводит к преступлениям.
Равнодушие приводит к тому, что мир катится прахом, когда всем все равно. То, что произошло с этой девушкой или женщиной, – это индикатор общества на сегодняшний момент.
- Можно ли сказать, что в последнее время ситуация с брошенными детьми вот так ухудшилась в силу того, что в СМИ стало появляться больше информации об этом? Или же она всегда была на таком уровне?
- Мне трудно сказать, но раньше я не слышала подобного. Может быть, такое и происходило, но в наше время таких случаев не было. Был другой уровень воспитания и четких правил, что делать категорически нельзя. Мне кажется, здесь совокупность очень многих вещей. Например, мы воспитывались на любви, которой была наполнена тогдашняя литература, и плакали, когда описывали подвиги людей. Нам хотелось жить по совести благодаря таким примерам.
Сейчас, так как я редактирую современные учебники, могу смело сказать, что у нас нет литературы. В этих учебниках есть все: какое полезное пальмовое масло и швейцарские конфеты, но там нет литературы. Из-за этого у детей не формируется соответствующий пример поведения.
Кроме того, представьте, дома замученная мать, которая забита своим мужем или просто замучена работой и домашними обязанностями, которые выполняет одна. Напомню, что у нас 70 процентов разводов в стране в первые пять лет. Получается, мать все время работает, плюс безответственные мужчины, которые бросают семьи, и у ребенка нет ориентира. Где, например, тот, кто заделал этого ребенка, которого нашли в мусорном баке?! Неужели он просто ушел и бросил ее?!
Вот эта бесчеловечность и порождает такие поступки.
- Как вам кажется, может ли помочь тут такая практика, как беби-боксы?
- Мы много спорили об этом и говорили. Этот беби-бокс стоит очень хороших денег и должен стоять где-то рядом с роддомом, в церкви, мечети и так далее. Было бы замечательно, если бы их завезли. Но проблема в том, что девочка, которая принесет туда ребенка, боится камеры рядом с этим беби-боксом, что по ней её вычислят и найдут, хотя тут можно было бы что-нибудь придумать.
Я за любые методы помощи. И если несколько лет назад, когда мы об этом заговорили, пришли к выводу, что это очень дорого, то сейчас, при масштабах нашей коррупции, это будет даже незаметно. Если мы даже одного ребенка спасем – это уже дорогого стоит. Но, к сожалению, министерство здравоохранения сказало, что это дорого и нецелесообразно, поэтому такого проекта в нашей стране нет.
- Можно ли как-то исправить эту ужасную ситуацию? Какие меры необходимо для этого предпринять?
- Проблема в том, что мы потеряли нормальное образование для наших детей и понимаем, что с этим надо что-то делать. Необходимо вернуть в школы душу. Потому что сейчас мы уже не говорим об образе девушки, которая во все времена должна быть матерью, мы говорим о буллинге и насилии в школах.
Родителям нужно оглянуться и посмотреть в глаза своим детям, больше разговаривать о том, что есть главное в жизни. Если мы хотим нормального будущего даже для себя, мы должны прежде всего быть родителями и говорить с детьми, как бы мы не устали и не были раздражены, участвовать в их жизни и быть для них образцом. Чтобы они никогда не могли даже кошку или собаку обидеть. Прежде всего мы родители, а остальное потом.
Сейчас благодаря системе Egov, чтобы пожениться, достаточно сделать один клик, но при этом у нас в стране большой процент разводов, и это все будет негативно на него влиять. Женщина в одиночку будет, как может, кормить, поить, и ребенок будет расти загнанным, потому что его никто не слышит: ни учителя в школе, ни один психолог на полторы тысячи детей, там вообще никто никого не слышит, так еще и дома тебя не слышат. Вот и все, что привело эту девочку к этой помойке, потому что всем все равно.
- Правоохранительные органы регулярно заявляют, что будут разыскивать матерей, совершивших это деяние, и наказывать по строгости закона, однако информации об их поимке практически не появляется. Работает ли такая практика в нашей стране и какое наказание грозит таким горе-матерям?
- Насколько я знаю, все равно публикуют информацию о том, что подозреваемых находят, которые в итоге получают тюремные сроки. Их все равно находят, и это на самом деле несложно. Женщину из Костаная найдут очень скоро, это она, «дурочка», думает, что её никто не найдет, так как все уже давно прошептались, что «смотри, ходит здесь беременная».
Просто всем было все равно, и никто не смог подойти к ней и сказать: «Что же будем делать дальше?».