Почему неистребимы совковые замашки?

В суде обиженные потребители заявили, что в далеком 2009 году монополист "Петропавл су" сообщил о долге семьи за воду работодателю главы семейства, кроме того, их фамилия в списках должников "крутилась" в бегущей строке местного телевидения.

Все это опорочило честь, достоинство и деловую репутацию сразу двух супругов так сильно, что они уже три года не могут об этом забыть. Моральный вред от случившегося истцы оценили в полмиллиона тенге.

Суд потребители проиграли. Сведения о долге, поданные работодателю, оказались достоверными, поэтому, по мнению суда, не могли опорочить работника перед шефом и коллегами.

Вопрос о законности оповещения многотысячной зрительской аудитории одного из популярнейших телеканалов региона о долге отдельно взятой семьи остался открытым. Истцы просто не смогли доказать, что такая информация действительно выставлялась в бегущую строку.

Эта история оказалась уникальной для Петропавловска лишь тем, что дошла до суда.

Практика "доводить до сведения общественности", "предавать публичному позору" должников почему-то оказывается неотъемлемой частью жизни нынешнего петропавловского общества, уже двадцать лет живущего не в показушном совке, а в рыночном государстве.

Бегущая строка по телевизору с фамилиями задолжавших коммунальщикам, газетные публикации с перечислением неплательщиков в родные КСК – все это горожане прекрасно помнят, хоть, возможно, уже и нет тому официальных доказательств.

Да тут даже память напрягать не надо – в одном из свежих номеров местной прессы почти целая полоса отдана перечислению фамилий и имен неплательщиков алиментов.

Почему эти люди не платят алименты? Как случилось, что задолжали коммунальщикам? – эти вопросы остаются за кадром.

Но если у нас нет места выяснению чужих проблем, то место реальным законам рынка быть обязано.

Для решения споров о долгах у нас есть целая судебная система, которая имеет возможность принудительного исполнения судебных решений с помощью судебных исполнителей – все, как в цивилизованном рыночном мире.

Почему ж тогда так тянет к практике совка – не делом, а словом? Может, прежде чем пенять на должников, стоит в каждом отдельном случае посмотреть, что сделано для того, чтобы не было этого долга? Тогда и долгов наверняка станет меньше, а уважения к системе их взыскания – куда больше.

Петропавловск