Почему не удалось предугадать сель в Алматы

Последствия самого мощного за последнее время селя в Алматы ликвидируют уже седьмые сутки. Для восстановительных работ задействованы больше трех тысяч человек и 400 единиц техники.

По последним сводкам, из пострадавших районов вывезли свыше 110 тысяч кубометров грязи и камней. Жители полусотни подтопленных домов и все казахстанцы задаются вопросом: почему чрезвычайное происшествие нельзя было предотвратить? Разъяснить ситуацию сегодня попытались спасатели.

«Спрогнозировать такой селевой выброс очень сложно, так как опорожнение озера произошло все-таки под землей.

Выполняются аэровизуальные обследования, наблюдения. И снаружи это просмотреть невозможно. Ну, вы знаете, даже экологи говорят о том, что проследить именно риски и опасность моренных озер довольно сложно», — пояснил официальный представитель КЧС МВД РК Руслан Иманкулов.

Кроме того «Казселезащита», которая должна охранять спокойствие жителей селеопасных районов, испытывает затруднения с персоналом. Дело в том, что условия работы на предприятии оставляют желать лучшего.

«Следует отметить, что есть такой фактор, как заработная плата. У наблюдателей она составляет примерно 30-40 тысяч тенге. На этом фоне мы испытываем иногда кадровую текучесть, но справляемся», — сказал Иманкулов.

Подземный выброс 23 июля можно было спрогнозировать благодаря современному исследовательскому оборудованию. Но его на вооружении «Казселезащиты» нет. На другой немаловажный вопрос: кто отвечать будет? — следует неутешительный ответ: никто.

«Вся необходимая работа в этом отношении компетентными органами была выполнена. Опять-таки здесь природная составляющая есть, вода прошла по внутренним каналам», — резюмировал Иманкулов.

Спасатели рассказывают: в скором времени новые плотины должны появиться на реках Большая Алматинка и Акжар. Кроме того запланирована реконструкция и ремонт еще нескольких селезащитных сооружений. На эти работы сейчас активно ищут деньги. Тем не менее под постоянной угрозой находятся населенные пункты в Алматинской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. Это общеизвестные селеопасные регионы, жителям которых придется смириться с таким статусом.