Почему не стоит ехать на море этим летом - профессор из научного центра особо опасных инфекций

На вопросы наших читателей отвечает главный научный сотрудник Международного тренингового центра Национального научного центра особо опасных инфекций, профессор Андрей ДМИТРОВСКИЙ.

Один из наших читателей рассказал прелюбопытную историю, как его 70-летняя мама совершенно незаметно для себя якобы переболела COVID-19 (КВИ-19). И узнала об этом, пройдя тест, который показал наличие антител к коронавирусу в ее крови. При этом женщина не отличалась особо крепким здоровьем и иммунитетом. Наоборот, имела инвалидность из-за наличия в ее сердечно-сосудистой системе стентов. Сообщила, что перед этим тестированием приняла вакцинацию от обычного гриппа и от пневмонии. И вот вопрос:

– Может ли семья с малолетними детьми, также получив вакцины от гриппа и пневмонии, благополучно поехать на отдых в Турцию и не бояться подхватить там коронавирус?

– Ну, во-первых, я не уверен, что результаты единичного теста их пожилой мамы правильные, – отвечает профессор. – Чтобы быть уверенными, что у нее есть антитела к КВИ, надо сдать эти анализы повторно.

– Почему?

– Однократный серологический тест может давать ложный результат. Его всегда надо перепроверять. Потом, если ей уже 70 лет, переболеть она, скорее всего, могла только манифестно, то есть с клиническими проявлениями. Поэтому я сомневаюсь, что она действительно перенесла КВИ-19. С другой стороны, вакцинация против гриппа и пневмококка не дает перекреста в отношении КВИ-19, поэтому считаю, это не метод уберечь себя.

– Что же вы порекомендуете делать людям, чем вакцинироваться, если они хотят на море в теплые страны?

– Вакцины пока нет, и вакцинироваться нечем. Беречься только одним способом – носить маски, соблюдать дистанцию, меньше общаться с людьми в общественных местах. Я бы вообще лучше не поехал, конечно. Но если они хотят ехать, то должны понимать, что это определенный риск. Турция, мягко говоря, не очень благополучная или даже очень неблагополучная страна в отношении КВИ, значит, все равно строгий масочный режим и максимальная изоляция от толпы людей.

– Сейчас говорят, что в России вроде уже разработали какую-то вакцину от КВИ, которую испытывают на базе военного госпиталя. Это так?

– Почему только в России? Первую вакцину некоторое время назад на тысяче добровольцев уже начали испытывать в Китае. Около 40 вакцин в данный момент разрабатывается в мире, в том числе в России и у нас, в НИИ проблем биобезопасности в Отаре. Но сейчас проблема в том, что в процессе распространения в человеческой популяции этот вирус потихонечку меняется. И уже, по разным источникам, возникло где-то от 3 до 6 его подвидов. И не факт, что вакцина, разработанная в США или даже в России, будет действовать на штаммы, циркулирующие у нас. Поэтому нам надо иметь и свою вакцину.

Вакцины, конечно же, будут разрабатываться. И пока мы не провакцинируем хотя бы 90–95 процентов населения, эта инфекция будет распространяться.

АЛМАТЫ