Почему Минздрав хочет, чтобы я курил 2

На очередном брифинге в Службе центральных коммуникаций министр здравоохранения РК Ажар Гиният рассказала, во сколько обходится бюджету пропаганда здорового образа жизни.

- Если хотите знать, какие средства мы тратим: в целях профилактики табакокурения медработники проводят целенаправленную работу – это пропаганда ЗОЖ. В каждой поликлинике открываются кабинеты или школы здоровья, антитабачные кабинеты, а также молодежные центры, где с детьми, подростками занимаются не только по рискам табакокурения, но и алкоголя, наркотиков. Для этой цели Минздрав ежегодно выделяет регионам 500 млн тенге, - рассказала Ажар Гиният.

К освоению этих средств, как правило, привлекаются неправительственные организации и так называемые Центры профилактики здорового образа жизни, которые есть почти в каждой области и где работают вышедшие на пенсию чиновники из департаментов здравоохранения. Помимо финансирования от Минздрава, в зависимости от своего достатка каждая область имеет свой собственный бюджет для таких центров, которые колеблются от 20 до 120 млн тенге ежегодно. Суммарный обьем финансирования этих программ последние 3 года достигал 1,7 млрд тенге. Даже второкласснику понятно, что работа этих центров весьма условна – несколько лекций в школах, никем не читаемые страницы в социальных сетях. А антитабачные кабинеты! Попробуйте затащить туда на лекцию современного подростка – получишь по голове смартфоном...  

Почти все НПО, числящиеся на ниве борьбы с табакокурением, объединены в некую Коалицию «Казахстан, свободный от табачного дыма», лидером которой объявила себя Джамиля Садыкова. Ей же принадлежит частный Общественный фонд «Темекiсiз». Но об этом чуть позже.  

За отслеживание прогресса в борьбе с курением отвечает Национальный центр общественного здравоохранения при минздраве. Мы зашли на их сайт, а там целая страница чудо-мероприятия Джамили: и ролики, и перфомансы, и все это за наши с вами деньги! У них есть свой директорат, замы и специалисты. Чем они занимаются? В 2014 году Центр провёл исследование на тему табакокурения в стране. А следующее исследование он провел уже в 2019 году. И, какое разочарование: оказалось, что число курильщиков в стране не уменьшилось – было 2,8 млн человек, так и осталось 2,8 млн человек. Зачем в таком случае были потрачены миллиарды бюджетных тенге?

И это несмотря на то, что с подачи той же Джамили Садыковой в регулирование табачной продукции были внесены значительные изменения – в частности, в 2013 году на пачках сигарет появились страшилки про вред от курения, регулирование охватило больший спектр табачной продукции, вырос акциз и, соответственно, цена на сигареты. Но увы, все ушло как вода в песок и, возможно, даже по чьим-то карманам.

Итак, становится очевидным, что весь титанический труд Садыковой, а вместе с этим и государственные бюджетные програмы по борьбе с курением в 2014-2019 годах оказались просто имитацией бурной деятельности и не привели к сокращению числа курящих. Чутье мне подсказывает, что если очередной замер проведут в 2023 году, то число курящих, если не увеличится, то останется прежним. Почему? Все очень просто – последние несколько лет Джамиля Садыкова уже не борется с сигаретами. Ее внимание занято снюсами, нагреваемым табаком и вейпами. Видимо, новые тренды пришли и в среду антитабачников, и там уже бороться с курением сигарет стало не модно. В результате отечественные курильщики, не охваченные, как раньше, антитабачной риторикой и оставшись без внимания Садыковой, сразу начали больше курить. А международные табачные концерны тут же поспешили им на помощь.

На самом деле, полагаю, причина заключается в том, что на счета компании Садыковой с 2021 года по текущее время стали поступать прямо-таки баснословные деньги – по 100 и более миллионов тенге (см. наши фото - приложить скрины со Statsnet). Естественно, от инкогнито – Садыкова никогда не раскрывает информацию о своих спонсорах. Но эти деньги – не что иное как заказ. Заказ на отработку определенных действий и достижение определенных целей. И сигареты попросту уже не являются целью спонсора.

Нам, правда, Мажилис ответил, что Джамиля никак не влияет на принятие законов. Но как же не влияет, когда она везде заявляет, что именно она запретила кальяны и сейчас запретит вейпы.

Тем временем в нашей стране можно и нужно бороться с курением, перенимая лучший опыт других стран. Например, Великобритании, которой удалось сократить курение с 21% до 13%, поощряя курящих переходить с сигарет на менее вредные формы никотиновых продуктов – вейпы. Или Швеции, которая при помощи жевательного табака, убедила армию курильщиков забыть про сигареты. В этих странах наблюдается и резкое падение заболеваний, связанных с курением.

В Казахстане же все чаще превалирует повестка ВОЗ – в 2020 году бездымные продукты по факту приравняли к сигаретам, с 2022 года акциз на нагреваемый табак поднялся до уровня 80% от акциза на сигареты.

Правила продажи нагреваемого табака схожи с правилами продажи сигарет – с запретом демонстрации. Правила потребления в общественных местах – в специально отведенных местах (хотя бездымные продукты не создают угрозу пассивного курения). В этом году речь идет о запрете оборота вейпов.

Позиции суверенных стран по этому вопросу все чаще расходятся с повесткой ВОЗ – последняя упорно старается не замечать предъявляемые научные доказательства снижения вреда и старается запретить или по крайней мере ужесточить инновационные никотиновые изделия. Как правило, среди стран, игнорирующих эту повестку ВОЗ – развитые страны OECD, которые либо демонстративно противопоставляют инновационные продукты сигаретам (Великобритания, США, Новая Зеландия, Нидерланды), либо не ужесточают (Япония, ОАЭ, др). Страны, поддерживающие ВОЗ по этому вопросу -как правило, из разряда беднейших в мире, либо с правящим авторитарным режимом (Туркменистан, Турция, Таиланд и др)

Запреты и ограничения современных бездымных табачных изделий вынуждают нашу 3-миллионную армию курильщиков возвращаться к обычным сигаретам. Мы видим это уже сейчас, когда табачные гиганты расширяют свои мощности, а продажи сигарет растут.   

Каков же вывод? Он очень прост: в реальной борьбе с курением и снижении числа курильщиков в нашей стране никто не заинтересован. Потому как если исчезнет проблема курения, то иссякнет и государственный источник финансирования этой пламенной борьбы, на которой много лет благополучно кормятся антитабачные активисты и их соратники в госведомствах.

Так вот, значит, почему Минздрав хочет, чтобы я курил?

Автор: ak@opdor.kz