В конце XX века в правительстве Исландии оказались очень активные министры. Они решили покончить с провинциальностью. И начали разрабатывать программы развития.
Главным экономическим козырем стали вулканы. Вернее, гидро- и геотермальная энергия, которую они дают. На их базе были построены электростанции, где островитяне начали получать супердешевую электроэнергию. Затем поставили алюминиевые заводы, чтобы получать металл из импортного сырья.
В 2006 году Исландия давала уже 270 тысяч тонн алюминия. Правительство поставило цель в течение десяти лет выйти на ежегодное производство 1,5 миллиона тонн, что позволит войти в десятку крупнейших мировых производителей алюминия. На таких инвестициях экономика маленькой – всего 300 тысяч человек (обычный областной город в Казахстане) – страны расцвела.
Традиционные отрасли – рыболовство и сельское хозяйство – были отодвинуты на второй план. По структуре занятости экономика страны стала напоминать промышленно развитые государства.
Одновременно правительство развивало финансовую систему. С 1998 по 2003 год Рейкьявик приватизировал госбанки и инвестфонды. С них были сняты все ограничения. Например, требование о наличии обязательных резервов для банков. И еще: правительство “включило” быстрый Интернет. Появление новых инвесторов произвело фурор в Европе.
“Викинги-налетчики”, как прозвали исландских инвесторов, по всем пунктам переигрывали европейских коллег. Они агрессивно кредитовали банки для покупок в корпоративном секторе. Все пять исландских банков стали крупными игроками в Великобритании, Нидерландах и Германии. Оно и понятно – они ничем не были связаны. Например, к 2007 году финансовая компания “Баугур” владела контрольным пакетом акций в компаниях, которым принадлежало 3 800 магазинов, где работало 65 тысяч человек, а оборот был 10 миллиардов фунтов стерлингов.
Плохих кредитов банкиры не замечали. Срабатывал закон больших чисел – чем больше кредитов дали, тем меньше доля плохих кредитов. Средний рост кредитования банками в 2004–2005 годах составил 50 процентов. Активы банков выросли со 100 процентов ВВП в 2004 году до 923 процентов ВВП в конце 2007 года. Это в два раза больше, чем в Великобритании – стране с одной из самых развитых экономик мира. Исландия стала примером как новая финансово-ориентированная бизнес-модель для стран, желающих достичь успеха в этом качающемся постиндустриальном мире.
Чудо сдулось в 2008 году. Оказалось, большинство сделок исландцев было весьма сомнительным. Госдолг страны составил 250 процентов от ВВП. Это в три раза больше, чем у Казахстана, и в десять раз больше, чем у Южной Кореи. Но и с такими долгами наши страны сели в лужу. А уж Исландия и подавно. В конечном итоге на острове прошел референдум, на котором граждане призвали суд признать всех авторов “исландского чуда” уголовными преступниками.
Главный итог заполярного эксперимента таков: экономика страны не может развиваться однобоко, только за счет финансовых услуг. По подсчетам специалистов, финансовые активы Исландии в десять раз превышали размер экономики страны. Да, финансы позволяют получать прибыль быстрее и проще, чем промышленность, но так отрываться от действительности нельзя. Рано или поздно действительность опустит страну на землю.
Даже в постиндустриальном мире надо развивать базовые отрасли экономики: сельское хозяйство, промышленность, транспорт. И чем больше базис, тем большую можно создать надстройку. Это показывает пример других стран мира, меньше других пострадавших от кризиса. Например, Швейцария и Сингапур. Обе они известны, прежде всего, как сосредоточение банкиров и инвесторов. Но мало кто знает, что эти страны являются одними из самых промышленно развитых. Базовые отрасли Швейцарии – машиностроение и фармацевтика, Сингапура – текстиль и хайтек. Более того, три НПЗ города-государства перерабатывают 1,5 миллиона баррелей нефти в день. Это в три раза больше, чем может сделать Казахстан. На такой экономической базе собственный капитал чувствует себя более уверенно. Что привлекает международный капитал.
Правительство Казахстана реализует программу “Региональный финансовый центр Алматы”. Пока не очень успешно. Возможно, даже к лучшему, что так произошло. Мы не успели наделать слишком больших ошибок. Пока доля финансовых активов в РК примерно равна ВВП. Если мы хотим развивать Алматы как РФЦА, банкирам нельзя давать слишком много воли. Как это ни странно. Шире контролировать работу банков, заставлять их кредитовать национальную экономику, меньше спекулировать. Но при этом больше поддерживать и защищать собственное производство. В общем, заниматься обычной работой для всех правительств. Что у нас пока тоже не получается.