Почему казахстанские рестораны должны платить Пугачевой и Нуртасу

Правовой ликбез для бизнеса генеральный директор некоммерческой организации по защите авторских и смежных прав “Аманат” Любовь БАЛМАГАМБЕТОВА и генеральный директор авторского общества “Абырой” Азамат ТЛЕУЖАНОВ провели в пяти городах – Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Уральске и Костанае.

В 10 раз больше

В “Аманате” сегодня состоит 389 участников, в “Абырое” – свыше 570. Всего же в стране действует 8 аккредитованных организаций по защите авторских и смежных прав. Их перечень размещен на сайте министерства юстиции. Данные структуры имеют право собирать вознаграждение не только за тех исполнителей, которые имеют прямые договоры с организацией, но и за исполнителей со всего мира. Но прежде они обязаны заключить договоры с аналогичными зарубежными структурами, а после перечислять собранные вознаграждения в конкретную страну.

– До сих пор не все знают, что у нас действует Закон “Об авторском праве и смежных правах”, принятый еще в 1996 году! За эти годы в документ 12 раз вносились изменения. А работать он начал в последние три-четыре года. Главное требование закона – если отсутствует разрешение от автора и исполнителя на публичное воспроизведение записей песен или фонограмм, то такое использование возможно только при условии выплаты вознаграждения авторам и исполнителям через соответствующие организации, управляющие их правами, – отмечает Любовь Балмагамбетова.

– Например, есть песня “Миллион алых роз”. Авторские права на нее имеют автор слов Илья Резник и композитор Раймонд Паулс. Смежные права принадлежат Алле Пугачёвой, как исполнителю, и студии “Грамзапись”, как производителю фонограммы. Авторы получают примерно в 10 раз больше исполнителей, – поясняет на примере Азамат Тлеужанов.

Выплаты

Сегодня если средний бизнес – от владельцев ресторанов, гостиниц, ночных клубов до торговых домов и фитнес-залов – худо-бедно следует букве закона, то малый ссылается на размеры своей деятельности, не позволяющие выплачивать авторские.

– Примерно 70 процентов пользователей охвачено заключенными договорами, но много еще организаций из публичной сферы не платят. Сейчас Казахстан вступил в ВТО (Всемирная торговая организация. – Ред.), и требования по авторским правам мы обязаны выполнять.

Впрочем, ситуация все-таки меняется в лучшую сторону: в 2011 году “Аманат” выплатил правообладателям 1 миллион 400 тысяч тенге, в 2012-м – 3 миллиона 600 тысяч, в 2013-м – 25 миллионов, годом позже – 36 миллионов тенге, а за три квартала 2015 года – уже 52 миллиона тенге, – сообщила руководитель “Аманата”.

“Абырой” с начала года выплатил правообладателям более 150 миллионов тенге. Также изменения, внесенные в закон в апреле текущего года, регламентируют подотчетность авторских обществ.

– Всех предпринимателей интересует, куда уходят деньги, собранные нашими организациями. Свежие изменения в законе касаются сумм на покрытие фактических расходов организаций по коллективному управлению. Теперь они не должны превышать 30 процентов от общей суммы собранного вознаграждения. У некоторых структур эти цифры доходили до 70–80 процентов. У нас административные расходы всегда были в районе 30 процентов, – заявляет Любовь Балмагамбетова и дополняет, что организация по защите авторских и смежных прав распределяет собранное вознаграждение на основании отчетов предпринимателей.

При этом распределять и выплачивать собранные средства авторские общества обязаны не менее одного раза в квартал казахстанским правообладателям и не менее одного раза в год – иностранным.

– Примечательно, что ранее по истечении срока исковой давности (3 года)  невостребованные средства распределялись между членами общества. Теперь же они сохраняются неограниченное количество лет – пусть даже автор объявится 10 или 15 лет спустя. Список правообладателей, которым начислены вознаграждения, есть на наших сайтах. Соответствующие списки публикуются также в газете “КАРАВАН”, – рассказывает Любовь Балмагамбетова.

Той – это святое

Чем же чревато нарушение закона?

– При отсутствии договора между предпринимателем и авторским обществом первый обязан не только возместить убытки, включая упущенную выгоду, но и заплатить компенсацию – от 100 до 15 тысяч МРП. А с этого года предусмотрена еще уголовная ответственность – до 5 лет лишения свободы. Мы пока пытаемся разъяснять предпринимателям, что им выгоднее заключить с нами договор, – отмечает глава “Аманата”.

Азамат Тлеужанов добавляет:

– Само по себе уголовное расследование не есть хорошо, даже если оно заканчивается примирением сторон. Поэтому мы ездим по регионам и проводим разъяснительную работу. Всегда можно договориться. Пользователи не сразу понимают, зачем нужно платить, но закон есть закон.

Как выявляют нарушения авторского права? Приходят, к примеру, в кафе или развлекательный центр. Делают заказ, берут чек. Фиксируют на телефон или камеру использование телевизора, радио, музыкального центра и прочих техустройств. Заполняют протокол, подписанный понятыми и нотариусом.

– Данный протокол является доказательством использования фонограммы без выплаты вознаграждения. Дальше подаем в суд. Сейчас обсуждается вопрос создания интеллектуального суда, то есть специализирующегося на вопросах авторского и смежного права, – сообщает Любовь Балмагамбетова.

Кстати, экспертам в области авторских прав задали вопрос, что же делать с выплатой вознаграждения при многочисленных казахских тоях. Как выяснилось, такие торжества законодатель отнес к категории мероприятий, где произведения исполняются в личных целях – для близких и родственников, и оплата вознаграждения осуществляется только авторам. Так что организаторы свадеб могут вздохнуть спокойно. Но другой случай – ресторан, где проходит свадьба. Если здесь включат телевизор, по которому будут транслироваться песни, хозяину заведения придется платить вознаграждение за использование произведения без согласия правообладателя.

Назгуль АБЖЕКЕНОВА, Астана
Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск