Почему казахстанцы могут получить две квитанции на оплату "коммуналки" за одни и те же услуги

Давайте думать о людях

Но промолчали они по самому, что называется, злободневному вопросу – деятельности новых структур управления в жилых домах. Напомню, что объединения собственников имущества (ОСИ) и простые товарищества (ПТ) не могли работать, потому что компании, формирующие квитанции об оплате коммунальных услуг и ЖКХ, повсеместно отказывались заключать с ними договор. Они выдвигали к ним требование предоставить акт приема-передачи общедомового имущества и документации по дому, которые, в свою очередь, повсеместно отказывались предоставлять и подписывать прежние хозяева в домах – председатели КСК. В результате возник коллапс – на бумаге ОСИ и ПТ есть, а в реальности нет, поскольку без денег ничего сделать они не могли.

На местах народ выходил из ситуации по-разному, кто-то умудрялся собирать ежемесячную оплату наличными, обходя квартиры, кто-то оформлял это как целевые взносы, одним словом, крутились-вертелись как могли. К слову, не у всех это получалось, и подавляющее большинство пионеров жилищной реформы было вынуждено осаждать жилищные инспекции и суды, чтобы выбить из управдомов требуемый пакет документов. Длилось это безобразие не один день, первый материал о ситуации вышел в “КАРАВАНЕ” год назад, писали мы об этом впоследствии неоднократно, но всё повисло в воздухе.

В Алматы под давлением СМИ и активистов управление жилищной политики дрогнуло и направило письмо в местные биллинговые компании с разъяснениями, что, мол, не надо безобразничать, оформляйте по факту регистрации ОСИ и избранного собственниками ПТ. Как там пошло дело – не знаем, но очень скоро благой почин жилищной инспекции опротестовала в суде не известная никому предпринимательница. Суд, понятно, ее доводам не внял и признал действия жилищной инспекции легитимными.

Но в сфере ЖКХ, оказывается, существуют параллельные миры, иными словами, левая рука не знает, что делает правая. Задолго до того, как началась байга с письмом управления жилищной политики, местный маслихат собрался на свое заседание и признал утратившим силу свое прежнее решение от 2017 года “Правила содержания жилищного фонда”, где и фигурировал пункт о требованиях к заключению договора с биллинговыми компаниями. Отменить он отменил, но вот широким массам об отмене требований ничего не рассказал, – говорю же, редкая скромность наблюдается во власти.

Но и это еще не всё, как мы писали ранее, само министерство индустрии и инфраструктурного развития разглядело свой промах и даже внесло необходимые изменения в нормативный приказ. Но и здесь ничего не вышло – какие-то умники из какого-то неназванного министерства вымарали жизненно важную поправку, так как это, по их неумному мнению, чему-то там противоречит. Ну и чиновники не нашли ничего другого, как направить письма с разъяснениями в биллинговые организации, где все глупости про документацию и прочую лабуду изъяли.

Конечно, если мы говорим о здравомыслии, то в тот же день необходимо было бы заявить об этом всему миру. Но то ли мир в представлении чиновников сужен до щели, то ли они решили промолчать, чтобы не напоминать народу о своей оплошности, но узнали мы о переменах к лучшему с большим трудом. Последними подтвердили получение директив из центра представители компании, формирующей квитанции об оплате в Алматы. Как сообщается в ответе АО “АЛСЕКО” на наш запрос: “В адрес АО “АЛСЕКО” поступило письмо Комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства индустрии и инфраструктурного развития…, разъясняющее, что заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг, субъектами сервисной деятельности, организациями, осуществляющими печать квитанций и др., является процессом, независящим от подписания акта приема-передачи между предыдущим органом управления и новым органом управления, и/или советом дома. В связи с чем для заключения договора на печать счетов между органом управления и АО “АЛСЕКО” акт приема-передачи основных средств и документации финансово-хозяйственной деятельности не запрашивается”.

Мы намеренно привели полную цитату, считаем важным проинформировать собственников и новых управленцев, что отменены требования для заключения договоров в том числе с поставщиками коммунальных услуг, и сервисными организациями, к коим среди прочих относятся лицензированные компании, обслуживающие лифты в жилых домах. Здесь речь идет о безопасности людей, и с этим не подождать. Сожалеем, что текст письма до сих пор не размещен на сайте министерства индустрии и инфраструктурного развития, ненужная скромность откровенно вредит собственникам, имея документ на руках, они могли бы давно и успешно справиться с саботажем бывших хозяев в их домах. Давайте думать о людях.

Оплошность за оплошностью

Года полтора назад, когда туго-вяло реформа заработала и стало понятным, что чиновники многое не предусмотрели, мы высказались за то, что не беда, что ими совершены ошибки, беда в том, что они либо не хотят, либо не торопятся их исправлять. Продолжая тему квитанций об оплате ЖКХ, приведем вам ответ АО “АЛСЕКО” на наш вопрос:

“КАРАВАН”: – Возможны ли в будущем ситуации, когда собственники будут получать 2 квитанции: от КСК и от ОСИ или ПТ? Почему это может быть возможным?

АО “АЛСЕКО”: “Получение собственниками 2 счетов возможно в случаях непрекращения выставления предыдущим органом управления сумм к оплате собственниками через один информационно-вычислительный центр, и одновременным выставлением новым органом управления сумм к оплате собственникам через другой информационно-вычислительный центр. Для исключения ситуаций выставления счетов с жилищными услугами двумя вычислительными центрами мы рекомендуем новым органам управления (ОСИ/ПТ) урегулировать вопрос о прекращении печати счетов для предыдущего органа управления с тем вычислительным центром, в котором печатаются услуги предыдущего органа управления”. С какими новыми проблемами сталкиваются собственники жилья

Думаю, не стоит объяснять, куда отправят новые органы управления вычислительные центры, печатающие квитанции КСК. У них нет законных оснований для отказа, государственные структуры никаких нормативных актов или писем с разъяснениями им не предоставили. И снова за оплошность чиновников должен кто-то другой нести ответственность, обивать суды, управления жилищной политики, акиматы и т. д и т. п. Пока не поздно и ситуации с 2 квитанциями не приобрели массового характера, решайте этот вопрос. Нет разумных объяснений тому, что авторы реформы не подготовили отдельного положения для переходного периода, где бы все эти проблемные точки были зафиксированы и разрешены. Думаете, само рассосется 1 июля 2022 года, когда деятельность КСК станет нелегитимной? Отнюдь.

Помимо катавасии с квитанциями, договорами и прочими атрибутами передачи власти в жилых домах существуют другие грандиозные риски.

К примеру, в нынешней редакции Закона “О жилищных отношениях” нет требования вернуть накопления на капитальный ремонт, а также неизрасходованные средства на содержание общедомового имущества. И это касается не только не желающих уходить КСК, но и простых товариществ (ПТ).

Объясню: выбрав форму управления ПТ и доверенное лицо, собственники через доверенность дают право частному лицу открыть счета в банке, куда они будут перечислять платежи для содержания общедомового имущества и накопления на капитальный ремонт. Представим ситуацию: доверенное лицо на поверку оказалось редким разгильдяем, работы по дому не велись, квартиру он через 1,5 года продал, живет в другом месте, а деньги, между прочим, поступали на его счета. И как они могут быть возвращены собственникам, если ни в одном пункте закона не написано, что доверенное лицо обязано их вернуть в такой-то срок? Идите-свищите, никого не найдете!

Соответственно, нет никакой административной ответственности за срыв срока возврата денег. Иными словами, сегодня председатели КСК, а впоследствии доверенные лица простых товариществ не обязаны возвращать деньги собственникам, государство таких требований для них в законе не установило. Зато требование к собственникам платить имеется, а затянул с оплатой, так на тебя можно еще и пеню наложить!

Может быть, как-то уже начнем думать по-серьезному, уравняем ответственность всех фигурантов жилищных отношений? Этот вопрос мною задан не только чиновникам, но и депутатам: они обладают правом законодательной инициативы. В сентябре к ним должен поступить проект закона с очередной порцией поправок, так самое время навести порядок и не скромничать в части ответственности уходящих управленцев за срыв срока передачи денежных средств.

К слову, это не единственная беда, которую можно ждать от простых товариществ. Напомню, сейчас по всей стране председатели КСК в срочном порядке “переоформляют” входящие в кооператив дома в простые товарищества без открытия банковских счетов. Иными словами, для них и для собственников всё остается по-прежнему, мы писали об этом не раз, сейчас не будем на этом останавливаться, но в ближайших номерах рассмотрим все риски, которые могут получить собственники, избравшие подобную форму управления.

Законодательство по теме:

Закон РК "О жилищных отношениях"

АЛМАТЫ