Почему казахстанцы едят импортные овощи и фрукты

Корреспондент Caravan.kz выяснила, какова «национальность» овощей и фруктов на рынках.

В рыночных павильонах, у торговцев на улицах, в магазинах - всюду на нас призывно глядят наливные яблочки, яркие апельсины, желтые бананы. Ровные ряды вечноспелых помидоров, огурцов и перцев, безупречного вида картошка и идеального размера морковка борются за внимание покупателей. Глаза разбегаются от такой красоты, и трудно удержаться от желания купить всего и побольше. Откуда же все эти аппетитные овощи и фрукты? Опрос продавцов на рынке показал, что чаще всего они – «иностранцы». 

«Картошка, свекла из Павлодара, лук за Алматы выращивают, яблоки из Маловодного, огурцы-помидоры, виноград, перец, баклажаны ташкентские, есть капчагайские помидоры, огурцы «Крокодил» - из Китая, мандарины китайские, чеснок есть местный и китайский, орешки есть из Китая, Ирана, Ташкента, капуста – из Туркестанской области», - рассказывает продавец одного из алматинских рынков Дана.

«Помидоры, не знаю откуда. Местные, наверное. Огурцы – китайские, перец из Узбекистана», - подхватила продавец по соседству Гульнара.

Около 70-80 % фруктово-овощной продукции на базарах - импортные, но, видя спрос на отечественный товар, продавцы легко могут превратить их в местные. Какую этикетку хотите - такая и будет. По количеству витаминов и внешнему виду овощи не особо отличаются. Определить, выращен помидор в Китае или Алматинской области, как правило, можно только по документам на товар.

А есть ли вообще местные овощи, фрукты? Статистика говорит, что мы их выращиваем, при этом импортируем те же продукты на миллионы долларов. И если посмотреть на основных наших зарубежных «кормильцев» (таблица ниже), то невольно возникают вопросы. Допустим, Узбекистан, Китай, Иран - страны, безусловно, южные. Но чем уж лучше климат, к примеру, в Кыргызстане и России? А ведь из этих стран к нам везут морковь и картофель. Как так получилось, что мы везем за тысячи километров даже чеснок, который легко вырастить на дачном участке? Может, Минсельхоз пора переименовать в Министерство торговли сельхозпродукцией?

Ситуацию прокомментировал председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев:

«В подавляющем большинстве казахстанцы едят местный картофель. Начиная с августа и до середины мая мы доминируем на рынке. Понятно, что у нас большая граница, и есть регионы, которые находятся ближе к России. Например, Западному Казахстану выгодней завезти картофель из Астраханской, Саратовской, Самарской области, чем везти из Павлодара, Караганды или Костаная. Узбекистан сам у нас покупает картофель, причем в очень больших объемах. Кроме нашего картофеля, на рынке может присутствовать только киргизский картофель. Опять же в Алматинскую и Туркестанскую области легче привезти овощи из Кыргызстана, чем из Павлодарской области.

Все хозяйства, которые выращивают картофель в промышленных масштабах, расположены на севере страны.

Павлодарская и Карагандинская области производят 67 % всего картофеля. Мы ежегодно, начиная с 2017 года, продаем за пределы Казахстана 300-320 тыс. тонн картофеля. С этим овощем абсолютно никаких проблем нет. Наоборот. Мы планируем расширять рынки сбыта. Тем более в этом году из-за того, что большой урожай картофеля оказался в России, Кыргызстане, «соседи» достаточно активно лезут на наш рынок. Платежеспособность у наших граждан высокая по сравнению с тем же Кыргызстаном, Узбекистаном. И в этом году мы вынуждены продавать овощи ниже себестоимости. Картофель от нашего фермера сегодня отпускают по 50 тенге со склада.  При этом в городе он стоит от 90 до 200 тенге за килограмм. И у нас склады в этом году по картофелю полные. То же самое по моркови. Что касается овощных культур - огурцы, помидоры - это не моя «епархия», но я знаю, что львиная доля тепличных казахстанских огурцов и помидоров напрямую уходит в Россию. Потому что они очень хорошего качества, и российские сети приезжают и фурами их забирают. А мы вынуждены закупать узбекские овощи. Но этот рынок развивается. И думаю, скоро тепличные хозяйства будут продавать на внутренний рынок не меньше, чем на экспорт».