Накануне в казахстанских СМИ прошла информация о том, что руководитель школы Востоковедения ВШЭ, профессор и доктор исторических наук Алексей МАСЛОВ сделал заявление, в котором упоминалось переселение 5 миллионов китайцев на земли Казахстана в течение нескольких лет. Но мало кто обратил внимание на то, что это заявление было сделано ещё пять лет назад и в настоящее время является неактуальным.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил поговорить с Алексеем МАСЛОВЫМ о том, зачем в Казахстане распространяют его старые прогнозы и почему они не сбылись, а также каких действий ждать от Китая относительно нашей страны в ближайшее время.
- 5 лет назад вы заявили, что 8 миллионов китайцев должны будут переселиться в Среднюю Азию в течение нескольких лет, причем 2/3 из них должны были поселиться в Казахстане. В связи с чем вы делали такие заявления? На чем они основывались?
- Такие заявление делаются на основе анализа текущей ситуации, потому что именно тогда активно пошло экономическое развитие в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. И Китай довольно много вкладывал денег в национальные территории в районе Урумчи, в районе внутренней Монголии, в город Хух-Хото. Практически по всем местным китайским СМИ шло обсуждение о том, что сейчас нужно продвигаться в Центральную Азию, прежде всего в Казахстан. Так как Казахстан бурлит, в Казахстане очень выгодные предложения и как утверждала китайская сторона, в Казахстане не хватает рабочих рук, квалифицированной рабочей силы. Были даже целые клубы по интересам, которые предлагали местным китайцам и этническим казахам переселяться в Казахстан. И именно тогда довольно активно переселялись этнические казахи даже вне зависимости от создания этих клубов.
- Какие факторы помешали вашим прогнозам сбыться?
- Китай не только по отношению к Казахстану и Центральной Азии, а в целом по отношению ко всем своим северным соседям кардинально изменил тактику. Эта тенденция началась в 2013 году, а в 2014 году всё это обрело статус проекта. Это то, что сегодня называется «Один пояс – один путь». Подобная программа полностью изменила логику того, как Китай продвигается во внешнем мире. И основная идея этого проекта заключается в том, чтобы не способствовать и не стимулировать переселение отдельных китайских граждан, а выкупать или пытаться контролировать сектора экономики, чтобы вместо людей делать капиталовложения.
Я коррелировал свои прогнозы с коллегами из США, Великобритании – когда мы делаем прогноз мы базируемся на текущей ситуации и мы не можем взять и предсказать то, как китайское правительство будет себя будет вести. Я напомню, что с того момента не просто изменилось руководство КНР, не просто вместо Ху Цзиньтао пришел Си Цзиньпин – сменилась логика развития Китая. КНР объявила абсолютно новую геополитическую концепцию.
- А в чем заключаются основные моменты новой геополитической концепции Китая?
- Эта концепция базируется на том, что Китай больше не может опираться на внутренний ресурс, привлекать инвестиции, выпускать дешёвую продукцию. Теперь Китай должен активно идти во вне, прежде всего контролировать инфраструктурные проекты, добывающее производство и т.д. И по этим инфраструктурным проектам, по этим дорогам перевозить свою продукцию из Китая на территорию Европы. И в этом плане многие страны Центральной Азии, например, Казахстан и Россия – они во многом рассматриваются, как мост в Европу, где действительно очень большие запасы денег. Либо как рынки для небольшого сбыта товаров. Что может дать проект “Экономический пояс Шелкового пути” Казахстану - эксперт
- Ваши высказывания вновь всплыли в казахстанских СМИ спустя 5 лет, как думаете с чем это связано?
- Здесь, к сожалению, виноват упрощенный взгляд на решение китайской проблемы. Чтобы её решить, пытаются тиражировать вот такие псевдоскандальные заявления о том, что китайцы всех захватят или переселятся в количестве 5 - 20 миллионов человек. Всё это делается для того, чтобы привести некорректные аргументы в очень серьезном споре. У стран, прежде всего стран Центральной Азии, на сегодняшний день нет выработанной реакции на внезапные изменения тактики Китая. Из-за этого и возникают алармистские настроения, когда люди твердят о том, что Китай очень опасен.
Хочу заметить, что в тех же США или Великобритании живёт китайцев значительно больше, чем в Казахстане или даже России. Но трагедии там никакой не происходит, потому что вопрос не в количестве людей, а в том, как их адаптировать и использовать в своих интересах.
- То есть Китай не стоит воспринимать как угрозу?
- Я думаю, что Китай не стоит воспринимать как актуальную угрозу, которая завтра разрушит или нарушит спокойный быт Казахстана или любой другой страны. Китай сам по себе представляет не угрозу, а вызов. Вызов любым соседям, так как гигантская экономика, которая развивается, сразу затрудняет развитие соседних стран.
Есть 4 фактора, которые могут влиять на развитие Центральной Азии, в частности Казахстана и России под воздействием новых тенденций Китая.
Во-первых, миграция идёт, хоть и уменьшается, но она есть. В основном из Китая в наши страны выезжают не выдающиеся ученые, инженеры, физики - далеко не те, кто развивает местную науку или интеллектуальную среду, а выезжают маргиналы – те, кто может использоваться как дешевая рабочая сила или же торговцы. Это те же самые люди, которых во всех наших странах и так достаточно – торговать могут не только китайцы, но и казахи и любые другие люди. Не прибавляется интеллектуальный уровень за счёт миграции. Если это сравнивать с миграцией США или страны Европы, то можно заметить, что туда мигрирует очень много талантливых китайских студентов. Так что первая тенденция – это маргинализация.
Во-вторых, сегодня на территории многих соседних для Китая стран сформировались большие группы людей, которые лично могут и не любить Китай, но их жизнь и благосостояние полностью зависят от этой страны. Они торгуют с ним, они сделали свой бизнес в Китае. И в этом плане Китай располагает лобби, которое может проталкивать различные китайские интересы. Эти люди в основном обучались в Китае, они могли ездить туда, либо по китайским стипендиям, либо по стипендиям «Болашак». В любом случае у них есть однозначно позитивное восприятие Китая и из-за этого может возникать критическое отношение к национальным интересам своих стран. Все-таки китайские инвестиции надо использовать на национальные интересы, а не на китайские.
В-третьих, сегодня Китай предлагает по всему миру практически одну и ту же схему. Они инвестируют в инфраструктуру, причем непонятно с какой скоростью и каким образом Китай планирует возвращать эти деньги, ведь это всё-таки не спонсорство. И многие страны желая получить быстрые деньги, не очень анализируя проект идут сразу на подписание подобных договоров. Таким образом они могут попасть в кабалу китайского капитала.
В-четвертых, мы знаем логику и историю политического развития Китая. Китай не захватывает страны, они очень редко воюют – в этом плане Китай очень мирная страна. Но Китай хочет переподчинить себе местное руководство, местную экономику так, чтобы они работали в их интересах. Вот здесь очень важно понимать где заканчиваются национальные интересы Казахстана и где начинаются интересы Китая.
Китай сегодня говорит об общей судьбе с Казахстаном, о том, что это были страны Великого Шёлкового пути. Китай всё время пытается подчеркнуть то, что «мы вместе». Но надо понимать, что «мы вместе» - это не значит, что «мы под Китаем». Есть национальные интересы страны, которые всегда нужно четко и жестко отстаивать.
- Какой вы можете сделать прогноз на ближайшие пару лет, могут ли наши граждане не переживать о переселении 5 миллионов китайцев?
- Если мы говорим о демографической экспансии Китая, то по поводу этого можно успокоиться и ничего такого в настоящий момент не намечается. Если говорить про экономическое расширение КНР, то здесь надо быть очень осторожными, так как в любом случае Китай будет экономически расширяться.