Почему Казахстан не остался в составе России, а стал полноправной частью СССР – историк

Она была провозглашена в 1920 году, а через пять лет переименована в Казакскую (да, именно так) с одновременным переездом столицы в Кызыл-Орду. Тут же к ней были присоединены этнически казахские регионы Туркестана.

И только перед самым началом масштабных репрессий, в 1936 году, Казахстан получил статус союзной республики. Почему это произошло именно в том году, а не ровно 100 лет назад? Эти и другие вопросы корреспондент медиа-портала Caravan.kz адресовал известному казахстанскому историку Болату АСАНОВУ.

- Каково было экономическое и политическое положение казахского народа ровно сто лет назад?

- Подошла к концу Гражданская война на территории современного Казахстана со всеми вытекающими последствиями, и повсеместно устанавливалась Советская власть.

- Некоторые историки считают, что КазССР могла образоваться в составе Советского Союза еще в 1920 году. Ваше мнение?

- Вряд ли. Первым казахским государственным образованием в новейшей истории стала Туркестанская Автономия (28 ноября (по старому стилю) 1917 года – 22 февраля 1918 года), которую возглавили сначала Мухамеджан Тынышпаев, а затем, через несколько дней, Мустафа Чокаев. После разгрома ее советскими воинскими формированиями 30 апреля 1918 года была создана Туркестанская АССР в составе РСФСР. Таким образом, Автономная Киргизская ССР в составе РСФСР, образованная 26 августа 1920 года, стала уже третьей по счету. И здесь возникает вопрос: почему Туркестанская АССР и Автономная Киргизская ССР существовали по отдельности, как бы продолжая традицию административного деления царской России по принципу губернского, а не национального?

Этот вопрос был в центре внимания властей обоих субъектов. Так, например, С. Пестковский, председатель Кирревкома, докладывал в Москву в феврале 1920 года: «… Мы сошлись с Фрунзе в одном – нужно всех киргиз присоединить к Туркестану, ревком в Ташкент, а остальных туземцев Туркестана объединить в одно управление с киргизами… С исключением из состава ревкома Тунганчина, Бекмухамедова, Букейханова, с введением туда новых сил положение в ревкоме улучшилось. Байтурсунов остался пока в одиночестве, фракция коммунистов захватила в своих руках дела в ревкоме, и дело начинает налаживаться… Как известно, что так называемая Алаш-Орда во главе с Досмухамедовым перешла на сторону Советской власти, оказав существенную помощь в деле ликвидации Уральского фронта. Теперь их вожаков ожидаем в Оренбурге. Они, конечно, надеются, что некоторые из них попадут в Кирревком. После совещания с М. Фрунзе решили мы лидеров их направить в Москву для «переговоров» (слово неразборчиво), дабы таким образом пока не усилить в ревкоме байтурсуновского течения. Там продержите их до решения вопроса о переброске ревкома в Ташкент» (РГАСПИ. Ф17. О.12.Д.247 (микрофильм), цит. по Ашимбаев Д., Хлюпин В., «Казахстан: история власти», Алматы, Credos, 2008, с. 188).

Здесь также представляется уместным процитировать еще один документ из вышеуказанной книги: «21 января 1920 г. КВРК принял решение о роспуске и разоружении «Алаш-Орды» с «включением в свой состав некоторых ее членов» (в состав КРВК уже входил А. Байтурсынов)… Некоторое время часть актива «Алаш» продолжала действовать в подполье. В феврале 1920 г. представители «Алаш» в Бухаре (М. Ауэзов и др.) подписали разработанную А. Валиди программу общетуркестанской национальной партии (с августа 1921 г. - «Федерация национально-демократических объединений мусульман Средней Азии «Джамиат»). Делегаты «Алаш» участвовали в нелегальном Самаркандском съезде (5-7 сентября 1921 г.), на котором была провозглашена «Национальная Федерация Туркестана» (союз суверенных демократических республик) во главе с А. Валиди и Ташкентском съезде (18-20 сентября 1922 г.), на котором «Федерация» была переименована в «Национальный союз Туркестана», а «Алаш-Орда» в «Северный Туркестан».

Что касается Башкирии, то предложенное выдающимся башкирским государственным деятелем А. Валиди объединение башкир и казахов в одно государственное образование не получило одобрения на совещании в декабре 1919 года в Москве.

- Почему, на ваш взгляд, этого не произошло?

- С учетом того, что казахи, согласно переписи населения Российской империи 1897 года, были шестой нацией по численности в империи после русских, украинцев, белорусов, поляков и евреев, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Туркестанский и Степной края были преимущественно населены казахами, - эти обстоятельства выделяли казахскую национальность на общем фоне и почему-то не давали наркому по делам национальностей покоя.

- Считаете ли вы, что для развития казахской государственности лучше было бы, если бы КазССР образовалась 100 лет назад или же именно так, как произошло, то есть в 1936 году?

- Конечно же, образуйся КазССР в 1920 году, то, во-первых, мы стали бы соучредителями СССР, а это главное, и, следовательно, мы бы избежали потери своих исконных территорий вместе с проживавшим там казахским населением, которые были отчуждены от нас в 1924-1925 годах. И, наконец, в декабре 1991 года в Беловежской пуще вопрос о денонсации Союзного договора от 1922 года не мог бы быть решен без участия и согласия представителя Казахской Советской Социалистической Республики. Здесь я хотел бы добавить, что если бы всем автономиям дали статус союзных республик на момент подписания Союзного договора от 1922 года, то даже технически распад СССР стал бы вряд ли возможен в 1991 году. Но это все из области фантастики. Так что распад Советского Союза стал возможен не только благодаря C. Шушкевичу, Л. Кравчуку, Б. Ельцину, но также И.В. Сталину, его национальной политике, породившей сам механизм распада.