Почему казахскоязычным школам не нужно отказываться от русского языка – мнение

Мнения в пользу полной отмены русского языка в школьной казахскоязычной среде в последнее время стали довольно популярны. Например, с требованием убрать из школьной программы русский язык к министру просвещения РК Асхату Аймагамбетову обратился известный общественный деятель и поэт Ауыт Мукибек, передает Caravan.kz.

«За 30 лет кое-как как избавились от русского и английского языков в первых классах. Это правильно, но этого мало. Слишком мало. В казахских школах в начальных классах нужно обучать только на казахском языке. И лишь потом можно внедрять английский. Но русский язык не нужен. Его нужно полностью убрать из школьной программы. Я  оралман из Китая, 24 года назад вернулся на историческую родину. Не знаю ни одного слова на русском и не стремился изучать его. И не страдаю от этого.

Моя дочь Райан через год пойдет в школу. До этого мы еле как нашли казахский детский сад, сменив три учреждения. Я не буду учить русскому языку в школе, он ей не нужен. Русскому она и на улице научится. 

Если другие хотят учить русский, зависят от него, пусть учат в русских школах. Одним словом, в казахских школах не нужен русский язык», – написал Мукибек на своей странице в Facebook.

Мнения под комментариями к публикации господина Мукибека на этот счет разделились. Одни поддержали автора и согласились с его позицией, другие же убеждены в обратном: отказываться от русского языка в казахскоязычных школах не нужно в силу разных причин, и куда лучше – работать над улучшением качества образования. «Русский язык моей дочери не нужен»: известный казахский поэт обратился к министру просвещения

Ранее мы поделились мнением известного общественного деятеля Бахытжана Копбаева вокруг этой темы. Его позиция была такова: у казахстанских детей должна быть свобода выбора, в том числе и в вопросе, какой язык изучать. А любые вмешательства по принуждению к изучению всегда будут встречать сопротивление и возымеют обратный эффект. 

Нашим спикером в сегодняшнем материале выступила эксперт в сфере образования, кандидат педагогических наук и директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт» Наталья Новосельцева. 

- Действительно, время от времени появляются публикации, которые объединяет единая тема: «Русский язык не надо изучать в школе», - подчеркнула Наталья Владимировна вначале. - Но является ли это мнение популярным – большой вопрос. Достаточно взглянуть на комментарии. Многие не согласились с автором и даже привели слова Абая и свои контраргументы. Автор же статьи пишет, что он кандас, приехал из Китая. Однако в самом Китае как раз именно русский язык изучается массово. Огромное количество китайских студентов обучаются в российских вузах. В Казахстане тоже есть китайские студенты, и обучаются они не на казахском языке.

Справедливости ради, надо озвучить и негативную тенденцию этого учебного года. Именно с этого учебного года практически во всех регионах Казахстана нет деления на группы на уроках русского языка в классах с нерусским языком обучения. Для этого в нормативные документы ввели очень «хитрую» формулировку: «Деление класса на две группы допустимо по решению местных исполнительных органов в организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся по предмету «Русский язык и литература» во всех классах с нерусским языком обучения».

Сегодня (24 августа 2022 года) к нам в издательство пришла группа учителей Алматинской области, Илийский район. Они озвучили эту проблему: НЕТ деления на группы. В школе 10 учителей русского языка, уже увольняют двух учителей (пока пенсионеров), общая нагрузка сокращается ровно на 50%, настроение у всех нулевое. Как преподавать по сути иностранный язык в классе с наполняемостью 25-45 учеников не представляют… Мы провели опрос в наших предметных группах, попросили указать область и район и сообщить, есть ли деление на группы. И вот какой результат имеем на сегодняшний день. Для удобства поместила все ответы в таблицу. 
 

 №

 Область

 ЕСТЬ деление на группы / НЕТ

 1. 

 Акмолинская область

 Нет деления на группы

 2. 

 Актюбинская область

 ЕСТЬ деление на группы в Каргалинском районе

 3.

 Актюбинская область

 Нет деления на группы в г. Актобе

 4. 

 Алматинская область

 Нет деления на группы

 5. 

Алматы

 Нет деления на группы

 6.

 Атырауская область

 Нет деления на группы

 7.

 ВКО

 Нет деления на группы

 8.

 Жамбылская область

 Нет деления на группы

 9.

 Жетысуская область

 Нет деления на группы

 10.

 ЗКО

 Нет деления на группы

 11.

 Карагандинская область

 Нет деления на группы

 12.

 Кызылординская область

 Нет деления на группы

 13.

 Нур-Султан

 Нет деления на группы

 14.

 СКО

 Нет деления на группы

 15.

 Туркестанская область

 Нет деления на группы

 16.

 Улытауская область

 Нет деления на группы

 17.

 Шымкент

 Нет деления на группы

 

 

 

Всего получено более ста ответов. Среди них только в одном районе есть деление на группы. У меня вопрос ко всем акимам: вы сговорились? Вы чего добиваетесь? Почему у нас в государстве все именно так: министр просвещения с трибуны августовского совещания 18 августа говорит, что надо сохранить нагрузку каждому учителю, сохранить деление на группы, а на местах царьки районного разлива уже все решили, но с точностью до наоборот! Если министр просвещения вам не указ, может быть вы президента послушаете? Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью телеканалу «Россия 24» высказался о позиции русского языка в стране. «Полагаю те, кто утверждает, что позиции русского языка в Казахстане уменьшились, сузились, и тем более стали ущербными, очень сильно идут против истины. Это «все рассуждения от лукавого» в целях политизации той или иной ситуации. Зачем это делается? Это другой вопрос...

Я уже говорил о том, что у нас самая протяженная граница в мире. Мы как говорится, «Богом данные соседи», и казахам нужно хорошо владеть русским языком, но при этом знать и свой язык», - отметил Токаев.

Вот обоснование, высказанное нашим президентом. А какие обоснования приводят авторы статей и акимы районов, которые росчерком пера лишили миллионы детей права изучать русский язык в группах по 12-15 человек?

По поводу овладения русским языком без школьного образования. Есть такой очень знаменитый лингвист Стивен Крашен, и практически всем известны его так называемые гипотезы, как правильно учить любой язык. Первая его гипотеза так и называется: «Гипотеза усвоения и изучения». Стивен Крашен так и говорит, что есть два метода: метод усвоения, который происходит бессознательно, как бы случайно, ненамеренно, так, как усваивает ребенок материнский язык. А второй метод – метод изучения, через упражнения, грамматику, специальные уроки и занятия. Суть гипотезы в том, что усвоение гораздо эффективнее изучения. Но сам автор гипотезы также утверждает, что для усвоения языка НУЖНА языковая среда. Либо человек, который язык усваивает, эту языковую среду вокруг себя создает: он читает на этом языке, слушает песни на этом языке, смотрит фильмы на этом языке... Выводы делайте сами.

Урок русского языка, безусловно, нужен. Казахский и русский языки относятся к так называемым синтетическим языкам, а казахский ­– плюс элементы аналитизма. Это значит, что оба языка относятся к самым трудным с точки зрения изучения. Их невозможно освоить без изучения грамматики. Именно поэтому надо сначала изучать (изучать, не усваивать!) родной язык год или два года, а затем начать изучать второй язык.

- Отчего некоторые считают, что избавившись от русского языка, люди сразу же заговорят на казахском?

- Тот, кто хочет изучать казахский язык – учит казахский, а тот, кто не хочет – ищет причины. Если кто-то считает причиной недостаточного владения казахским языком присутствие в школе русского языка – читайте предыдущее предложение.

- Почему для многих казахстанцев русский язык в какой-то степени остался более приоритетным, чем казахский? И такой момент: эксперты также сетуют на то, что в нашем обществе бытуют вредные стереотипы о том, что без знания русского языка не получится устроиться на хорошую работу, успешно заниматься бизнесом и даже просто жить в городе.

- Мнение о том, что русский язык в какой-то степени остался более приоритетным, скорее всего, поддерживается в научной среде, ведь русский язык в том числе – это язык науки. Я, например, как руководитель издательства, могу сказать, что найти специалиста, владеющего казахским в совершенстве, очень трудно. А найти автора, способного написать учебник на казахском языке — вообще сверхсложная задача. "Хочу доказать, что и без русского языка можно жить хорошо" - директор учебного центра

По поводу мнения, что без знания русского языка не получится устроиться на хорошую работу, успешно заниматься бизнесом и даже просто жить в городе. То же самое могут сказать и о казахском. Например, некоторые компании принимают на работу исключительно прошедших внутреннее тестирование на знание казахского языка.

- Можно ли сказать, что в определенных сферах позиции казахского языка до сих пор недостаточно укреплены и что данная проблема требует более пристального внимания общества и властей?

- Согласна. Разговаривая с молодыми коллегами, которые окончили казахские школы, выросли в казахскоговорящей семье, выяснила, что им иногда трудно читать книги на казахском. Некоторые говорят: «Мы читаем и не понимаем часть фраз и не можем уловить смысл». Может быть, тут нужно внимание не только и не столько со стороны властей, сколько со стороны ученых-лингвистов, специалистов по казахскому языку?

- В заключение уже ставший традиционным вопрос в этой теме: как достигнуть компромисса?

- Наши дети будут жить в государстве, в котором останется только казахский язык, или это будет страна билингвов и полилингвов, владеющих как минимум казахским, английским и русским языками? В мире уже сейчас почти 50 % людей-билингвов (владеющих двумя языками). Возвращаясь к Стивену Крашену и его гипотезам, не будем забывать об эмоциональном фильтре. Это его самая интересная гипотеза. «Отмена русского языка для первоклассников казахских школ»: правильное решение, которое давно назрело – эксперт

Чем меньше стрессов и негатива мы будем испытывать в процессе усвоения или изучения языка (не важно, казахского или русского), тем продуктивнее и эффективнее будет результат. Значит, тем более нам взрослым, не надо настраивать детей против какого-то языка в пользу другого, такой настрой только усилит действие эмоционального фильтра. Поэтому давайте прекратим эти споры и просто будем уважительно относиться к каждому языку каждого этноса и продолжим их и усваивать, и изучать, - подытожила Наталья Владимировна.