Почему казахские школы сильно отстают от русскоязычных по качеству образования - эксперт

«Разница по PISA-2018 у наших школьников с российскими:

  • по математической грамотности — 65 баллов,
  • по естественно-научной грамотности — 81 балл,
  • по читательской грамотности — 92 балла.

30 баллов соответствует одному году обучения. Мы, конечно, сильно уступаем, и разница с каждым годом увеличивается, но есть нюанс. Если взять казахстанские школы с русским языком обучения, у них такая разница с российскими:

  • по математической грамотности — 42 балла,
  • по естественно-научной грамотности — 38 баллов,
  • по читательской грамотности — 46 баллов.

А если взять казахстанские школы с казахским языком обучения, у них такая разница с российскими:

  • по математической грамотности — 110 баллов,
  • по естественно-научной грамотности — 103 балла,
  • по читательской грамотности — 116 баллов.

Такие вот дела, вот к чему приводит снижение интереса к книгам. Сравнивать с китайскими школьниками, которые лидеры рейтинга, вообще невозможно – те на 70-100 баллов опережают россиян, а с нами разница вообще космос», - говорится в публикации эксперта.

PISA (Programme for International Student Assessment) – это программа международного исследования образовательных достижений обучающихся. Началом программы можно считать 2000 год. Исследование проводится циклично каждые три года, в каждом цикле определяется приоритетное направление по читательской (2000, 2009, 2018), математической (2003, 2012) и естественно-научной грамотности (2006, 2015).

Республика Казахстан несколько раз принимала участие в международном исследовании на функциональную грамотность школьников. С 2009 года государство демонстрировало рост, однако в 2018-м страна действительно показала снижение. Но чем же мог быть вызван спад результатов казахстанских школьников и насколько это тревожная динамика? Чем обусловлена столь серьезная разница между русскоязычными и казахскоязычными школьниками? Каким образом эта ситуация отражает картину в казахстанской системе образования в целом? Чтобы разобраться в этих вопросах более подробно, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к отечественному эксперту в сфере образования, члену политического совета партии "Ел Тірегі" и общественному деятелю Жазире Дуйсенбековой.
 

- Жазира, о чем можно сказать, исходя из вышеприведенных данных? Насколько существенна описываемая разница в грамотности между нашими и российскими школьниками?

- Разница в уровне грамотности российских и казахстанских школьников есть, и она, к сожалению, не в нашу пользу. Об этом свидетельствуют и другие международные исследования. Например, в исследовании читательской грамотности PIRLS, которое проводится в 4-м классе, Российская Федерация на первом месте (581 балл в 2016 году), Казахстан – 536 баллов, на 27-м месте из 50 стран - участниц исследования. Такая же ситуация с исследованием TIMSS. 2019 год: математика, 4-й класс: РФ – 6-е место (567 баллов), РК – 31-е место (512 баллов). Но если посмотреть результаты международных исследований в динамике, то мы наблюдаем некую тенденцию снижения читательской, естественно-научной и математической грамотности в целом. Об этой тенденции не раз высказывалась, например, Н. В.Новосельцева в своих публикациях в Facebook. Эксперт просто сравнила результаты Республики Казахстан с 2007 года. Каждое следующее исследование демонстрирует снижение результатов. Вот цитата из публикации эксперта:  

«Итак результаты:

МАТЕМАТИКА, 4-й класс – 512 баллов. В 2015 году результат Казахстана – 544 балла, в 2019 году минус 32 балла по сравнению с 2015 годом!

МАТЕМАТИКА, 8-й класс – 488 баллов, минус 40 баллов по сравнению с 2015 годом!

Естествознание, 4-й класс – 494 балла, в 2015 году наш результат был 550 баллов. Это минус 56 баллов!

Естествознание, 8-й класс – 478 баллов, в 2015 году наш результат был 533 балла. Это минус 55 баллов».

А если посмотреть результаты РФ, то налицо стабильная тенденция улучшения результатов от исследования к исследованию.

- Касаемо международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся PISA. Насколько она объективна и точна? Отражает ли она действительную картину?

- Исследование PISA проводится с 2000 года с периодичностью 3 года. Объективность и точность исследования подтверждаются методикой составления тестов и методикой их маркировки. Таким образом, PISA – это независимое и самое глубокое на сегодняшний день мониторинговое исследование систем образования в мире.

- Насколько верным будет утверждение (опять же исходя из результатов PISA), что школы с казахским языком обучения отстают от русскоязычных школ в вопросе качества образования и грамотности среди учащихся? И чем может быть обусловлена эта ситуация?

- Результаты именно в таком разрезе зачастую не оглашаются. Традиционно все международные исследования проводятся на родном языке обучающегося. Количество школ с русским и казахским языком обучения, участвующих в исследовании, соответствует процентному соотношению в целом по стране.

Чем обусловлена разница? Тут много причин. В классах с русским языком обучения учителя имеют возможность использовать российские учебники, учебные пособия, методические рекомендации на русском языке и другую дополнительную литературу на русском языке. Купить ее в Казахстане достаточно просто. На казахском языке мы такого разнообразия не имеем.

Без оценки существующих УМК, здесь актуально затронуть вопрос об альтернативности учебных пособий, которыми могли бы пользоваться участники образовательного процесса в школах страны. Но положительная тенденция в решении этого вопроса есть: министр Аймагамбетов на августовском совещании сказал о правильности и необходимости предоставлении учителю права использовать альтернативные учебники и дополнительную литературу.

К сожалению, в Казахстане до сих пор существует разница между сельской и городской школой, между школой с казахским и русским языком обучения. Даже в мегаполисах есть так называемые «сильные» и «слабые» школы. А два года на дистанционном обучении ещё больше усугубили эту разницу.

- Какую оценку вы можете дать тому, что переживает казахстанская система образования в данный момент? В частности, для начала хотелось бы выслушать ваше мнение о ситуации со школьным образованием и, как следствие, с высшим.

- В аналитических отчетах PISA сказано об общемировой тенденции последних лет: многие страны не демонстрируют рост уровня грамотности, в лучшем случае это стабильный результат, но чаще – снижение результатов по сравнению с предыдущими годами. Казахстанская система образования сейчас на пороге очередного реформирования, которое предполагает следующее: переход начальной школы на систему обучения 1-5, обучение в школе 12 лет, введение учебников на латинице для школ с казахским языком обучения с 1-го класса в 2024 году, изучение русского и английского языков с 3-го класса.

Что касается оценки, считаю, что давать оценку результатам еще рано.

Мы видим усилия министерства по улучшению состояния дел в школах: это поддержка учителей, работа с родительской общественностью, строительство новых школ, увеличение количества частных школ. Но еще очень много аспектов, которые подвергаются постоянной критике, и, безусловно, есть над чем работать. В первую очередь – зарегулированность академического процесса.

- Многие отечественные эксперты говорят о серьезном кризисе в системе образования, сказался целый ряд факторов: последствия дистанционного обучения, отозванные лицензии, низкие рейтинги Казахстана… Что вы думаете об этом?

- Любые кризисы принято воспринимать как возможности. Предлагаю нашему профильному госоргану, а также всем образовательным организациям, вовлеченным в образовательный сектор, воспринимать кризисы как возможности, научиться правильно реагировать на все вызовы. И в этом вопросе быстрота реакции не всегда дает нужный результат.

Определенный кризис наблюдается не только в системе образования. И эту сферу в текущей ситуации, в которой оказался весь мир, нельзя рассматривать отдельно.

Казахстанская система образования, по моему мнению, справилась сравнительно неплохо с вызовами последних двух лет и активно восстанавливается.

Что касается рейтингов, это отдельный фронт работы, и к каждому из них необходимо готовиться, как к сдаче экзаменов. Зачастую экзамен – это не оценка знаний, а то, насколько ты смог подготовиться именно к этому экзамену.

- А насколько целесообразно рассуждать о позитивной динамике и просвете в казахстанской системе? Идем ли мы к этому и какими темпами? Нужна ли тотальная перезагрузка в казахстанской сфере образования? Иными словами, чего нам не хватает как в масштабах всей страны, так и на мировом уровне?

- Рассуждать о позитивной динамике однозначно нужно. Почему нет, если нам действительно есть, что отметить. Если сравнивать с мировыми масштабами, то такие показатели, как охват населения образованием, – это серьезный пункт, за который Казахстану точно не будет стыдно.

Наши дети завоевывают призовые места в международных школьных олимпиадах, дипломы наших выпускников признаются во многих странах, наши специалисты востребованы и за пределами нашей страны.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос развития человеческого капитала всегда находится в топе политической повестки нашей страны, и это однозначно является большим мотивирующим фактором и определяет дальнейший вектор развития, - резюмировала наша собеседница.