Почему исчезла Русская Америка?

До этого в развитии Северной Америки правительство России не участвовало. Зато купцы отправляли множество экспедиций. С 1743 по 1780 год промыслом на Аляске и Алеутских островах занималось 70 экспедиций. В 1773 году испанский посол в Петербурге сообщал в Мадрид (где всерьез были обеспокоены приближением русских к владениям Испании в Калифорнии), на основании беседы с одним русским, приехавшим с Камчатки, что в Северной Америке насчитывается уже шесть русских поселений.

Обычно под названием Русская Америка понимают Аляску. Иногда прибавляют Калифорнию, где до сих пор стоит музей “Форт-Росс”. На самом деле территория, которая управлялась РАК, чуть меньше четверти современных США и вся Британская Колумбия – провинция Канады. Граница между владениями России и Британии в свое время была установлена по Скалистым горам. Они тянутся от канадской Альберты через американские штаты Монтана, Вайоминг до Колорадо.

 

 

Всей этой областью русские управляли очень эффективно. Учитывая, что здесь проживало не более 800 собственно русских на пике их численности. Поэтому активно набирались на службу добровольцы из местных жителей. В 1822 году в Русской Америке проживали 488 русских, 5,3 тысячи алеутов, 1,5 тысячи индейцев танаина, 500 эскимосов. Общее население 8,3 тысячи человек.

С этой незначительной силой первый главный правитель русских поселений в Северной Америке Александр Баранов смог устоять в войнах против индейцев Калифорнии. Он настолько их запугал, что те старались не вставать на пути европейцев.

На море интересы защищал флот компании – один бриг, который постоянно курсировал вдоль побережья. Даже такая защита была эффективной – английские и испанские браконьеры предпочитали не заходить на русские территории. В это время РАК вошла в топ-10 самых дорогих компаний мира.

Пока у руля колоний находился Баранов, купец по происхождению, компания процветала и приносила гигантские прибыли. Но после 28 лет работы он ушел в отставку по болезни. После него колониями руководили в основном флотские офицеры. Для этих людей работа где-то на краю света была чем-то вроде почетной ссылки. Поэтому долго они на этом месте не задерживались. А значит, и землями руководили неохотно.

Через некоторое время Санкт-Петербург отозвал из Тихого океана военный бриг. Что открыло дорогу браконьерам. Они быстро “помогли” промысловикам уничтожить пушного зверя, что выбило из игры экономическую базу компании.

США и Англия переиграли Россию стратегически. Сначала британцы построили крепость Ванкувер – это превратило Форт-Росс в анклав. Затем в Калифорнию начали проникать американские поселенцы, которых было просто больше, чем русских колонистов. Затем компания Гудзонова залива (канадская) и Российско-американская компания договорились о снабжении русских продовольствием по твердым ценам. Это сделало невыгодным содержание русских поселений в Калифорнии. И они ушли.

Затем встал вопрос об Аляске. Отдаленность и неразвитость региона создавали риск военного вторжения. Во время Крымской войны спасла хитрость – руководство колонии заключило договор о нейтралитете с компанией Гудзонового залива, которая не позволила английским войскам пройти к русским владениям.

В Санкт-Петербурге не понимали, что делать с этой территорией. У России не хватало населения, чтобы осваивать Сибирь. Отправлять людей в Америку никто не желал. Но понимали военные риски. В итоге был выбран чисто финансовый подход – продать дешевле, чем содержать. Договор о продаже Аляски США был подписан в 1867 году.

Через 7 лет после ухода России в Калифорнии началась золотая лихорадка. Через 29 лет после продажи Аляски – золотая лихорадка на Клондайке. Золото, намытое в этих штатах, многократно окупило затраты на покупку территорий.

У России не было четкой цели, для чего ей нужна Русская Америка. Значит, не было и стратегии ее использования. Следовательно, не было и желания поддерживать и развивать свои владения. В отличие от Великобритании и США.

Государственная стратегия на уровне простого человека – это государственная идея. Оптимальная модель поведения человека на благо себе и обществу. Для тех же Штатов это “американская мечта”. Успешных моделей много. Все они имеют долгосрочные цели. И при успешном планировании показали свою силу. И, наоборот, у развивающихся государств такой идеи, как правило, нет.

Отсутствие долгосрочного планирования приводит к “рефлекторному” управлению во всех областях жизнедеятельности. Государственный аппарат (и активная часть общества) реагирует на проблему тогда, когда она уже произошла. В итоге экономикой управляют кризис-менеджеры. И только в ручном режиме.