Почему городские участковые должны ходить пешком

Если – да, тогда примите мои самые искренние поздравления! Но вот я, например, никогда его не видел. Как не имел счастья наблюдать, чтобы он обходил мой или соседний двор, доверительно беседовал с сидящими на скамейках старушками или же с отвечающими за метлу дворниками. А ведь, как показывает практика, именно они всё про всех знают и всякие детали подмечают.

Например, в Талдыкоргане благодаря пенсионеркам была обезврежена банда залетных автоугонщиков.

Между прочим, раньше участковый инспектор в любое время суток должен был быстро и без запинок ответить, сколько граждан проживает на его участке, какие предприятия, учреждения, торговые точки и развлекательные заведения там расположены? Кто из жильцов сдает квартиру внаем, и платят ли они налог за предпринимательскую деятельность? Сколько ранее судимых лиц на подотчетной территории и у кого из них судимость еще не погашена? Сколько наркоманов и алкоголиков? И т. д. и т. п.

Отмечу, этим списком обязанности участкового инспектора далеко не ограничиваются. В советские времена их было, кажется, 174 пункта, сколько осталось сейчас – не скажу, но наверняка гораздо меньше. Однако мне все же крайне любопытно: занимаются ли инспектора сейчас всем вышеперечисленным? А если трудятся в поте лица, тогда почему на глаза не попадаются? Может, просто мне так фатально не везет? Как в фильме “ДМБ”:
– Видишь суслика? – Нет! – А он есть!
Зато постоянно вижу, как наши участковые на закрепленных за ними авто раскатывают по городу. Возможно, они в автономном режиме участвуют в каких-то особо секретных оперативных разработках? Осуществляют наружное наблюдение за членами транснациональных преступных группировок? Выслеживают автомобильных угонщиков или квартирных воров-гастролеров? Вряд ли.

И тут возникает вопрос: насколько им необходимы автомашины? Хочу сразу же пояснить, я не призываю обезлошадить всех “шерифов” поголовно. Сельские участковые должны иметь возможность быстро добраться в любую точку обслуживаемой ими территории. Ведь у нас бывает, что на одного инспектора приходится два-три, а то и больше населенных пунктов. А расстояния-то между ними вовсе не такие игрушечные, как в европейских странах. Поэтому пусть сельские анискины катаются себе на здоровье! Но вот что касается городских, то предлагаю лишить их возможности жечь бензин и ремонтировать технику за государственный счет. Мне кажется, это даст возможность прилично сэкономить, что в свете сегодняшней, скажем прямо, непростой экономической ситуации будет вовсе не лишним.

Предвижу возражения. Мол, городской участковый обслуживает по 3–4 тысячи населения! Как же он, бедняжка, все успеет? Но ведь город тем и отличается от села, что люди в нем проживают компактно. В многоэтажных домах. И спрашивается, каким образом автомобиль поможет участковому совершить поквартирный обход?

Как вообще машины к ним попали? Отвечаю. В 2004 году министр МВД РК Заутбек Турисбеков внезапно узрел в “шерифах” надежду и опору всей казахстанской полиции. Им подняли зарплаты, обеспечили служебным жильем и авто выдали. Он хотел им в помощь еще и консьержей придать, но не успел. Такая забота привела к тому, что даже некоторые следователи, не говоря уж об оперативниках, кинулись писать рапорты с просьбой перевести их в участковые. И в итоге благополучно зарыли свой талант розыскников на вверенной территории.

Конечно, не все участковые – последователи неуловимых Джо. Многие честно тащат службу. Но в памяти, к сожалению, остаются не такие трудяги, а их антиподы. Никогда не забуду того юного лейтенанта, который на полном серьезе требовал у меня разрешение на хранение воздушки, называя пневматическую винтовку… огнестрельным оружием! Так что предлагаю изъять у городских участковых автомобили, и пусть ножками, ножками… Так и для здоровья полезнее, и государству дешевле.

Алматы