Почему “дорога к каждому дому” может так и не дойти?

А в этом году в регионы поехали дорожные ревизоры. И тут выяснилось, что две трети трасс построены с настолько грубыми нарушениями, что вряд ли проживут хотя бы лет пять.

Золотой дождь на пыльные тропы

Дороги всегда были проблемой Казахстана: территория огромная, где найти столько асфальта, чтобы отремонтировать их все? Долгие годы государство тратилось преимущественно на строительство и ремонт республиканских магистралей, а местные финансировались акиматами. Понятное дело, что даже в столице не всегда на эту статью расходов хватало денег.

Но ситуация резко изменилась. О том, что стране нужны дороги даже в маленьких поселках, стал все чаще говорить тогда еще Президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ. После его Послания в октябре 2018 года местный и республиканский бюджеты увеличили финансирование их строительства до 150 миллиардов тенге, в феврале этого, в ходе XVIII съезда партии “Nur Otan”, Нурсултан Назарбаев поручил выделить на эту цель еще 350 миллиардов.

Как с гордостью отрапортовал на этой неделе в ходе заседания правительства министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут АТАМКУЛОВ, за последние четыре года построено и реконструировано 3 тысячи километров автодорог республиканского значения и 15 тысяч километров – областного и местного. А до 2025 года будут отремонтированы и введены в эксплуатацию еще 21 тысяча километров республиканских и 27 тысяч километров дорог местных. При этом на местные будет ежегодно выделяться не менее 200 миллиардов тенге.

Как предполагал Елбасы, такие траты себя оправдают:
– По этим дорогам будут ездить наши дети, наши правнуки, – говорил он однопартийцам на февральском съезде партии.

Примеры – в столице

Но не учел немного Нурсултан Абишевич то, что принято называть человеческим фактором…

В РГП “Национальный центр качества дорожных активов” уже много лет проверяют качество строительства и ремонта республиканских трасс. С лета этого года, согласно поручению правительства, его ревизоры начали ездить и по местным направлениям.

– За этот год мы сделали около 8 тысяч проб, из них примерно 3 тысячи – на дорогах местного значения. Нарушения выявлены примерно в половине случаев, при этом 2 200 проб – это местные дороги. Но что бы я отдельно хотел сказать: нарушения бывают разные. Есть, например, такие, что неправильный знак установили – не там или погнутый, есть – разметку неправильно нанесли. Они чаще встречаются на республиканских трассах. На местных же высок процент серьезных, технологических: по толщине или ширине дорожного полотна, по плотности или иным качественным характеристикам смеси. Это те нарушения, которые очень быстро приведут к дефектам дороги, – говорит генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Замир САГИНОВ.

За примерами даже далеко от столицы не надо отъезжать: поселок Косшы – подрядчик взялся ремонтировать 12 улиц за 2 миллиарда тенге. При этом заменил натуральный щебень на дробленый, забыл пройтись между слоями битумной эмульсией, неправильно сделал обочины и канавы. А еще приписал себе в актив уже построенные ранее улицы и не стал строить две из заявленных.

Другая окраина Нур-Султана – микрорайон “Уркер”. Здесь проверяющим долго вообще неизвестно было, что творится.

– Мы не могли взять проект: что там должно быть и что есть в итоге? Асфальт, который там положили, не соответствует параметрам по водонасыщению. Более 4,5 процента влаги он в себя не должен брать. По “Уркеру” это 10 процентов. То есть в два раза больше. Что это значит? Что осенью асфальт впитает в себя воду, а потом будет трескаться. Соответственно, в смеси не хватает тех или иных материалов. Мы предполагаем, что речь идет о специальном минеральном порошке, который увеличивает адгезию. Этот порошок привозной и достаточно дорогой. Второе нарушение – не соблюдены параметры по толщине и ширине асфальта, недостаточный коэффициент уплотнения. Так что эта дорога некачественная. И я официально заявляю, что ее принимать нельзя! – говорит Замир Сагинов.

Свои претензии по “Уркеру” РГП направило в столичный акимат, который и является заказчиком дороги, но пока никакой реакции от городских чиновников не последовало. Между тем на эту дорогу тоже было выделено в этом году более 2 миллиардов тенге.

Автора!

Причин столь плачевного состояния местных дорог, по мнению гендиректора РГП “Национальный центр качества дорожных активов”, три. Во-первых, низкая квалификация проектировщиков, во-вторых, слабый контроль со стороны заказчиков и, в-третьих, желание подрядчиков сэкономить.

Причем вторая и третья причины очень часто – следствие первой.

– Низкая квалификация проектировщиков – это проблема для всех. Забыл он, к примеру, что надо заложить перенос кабеля. Подрядчику что делать? Ему заказчик говорит: перенеси за свой счет, а я потом тебе всё подпишу. Или приходит подрядчик на участок, начинает вскрывать полотно и понимает, что, к примеру, проектировщик указал, что в основании уже есть твердая порода, а по факту – болото. Тут начинаются уточнения проекта, замена рекомендуемого материала на более дешевый, который хуже качеством, но укладывается в денежную смету, – объясняет Замир Сагинов.

Чтобы ситуация на местах изменилась, как уверены в центре качества дорог, нужно несколько лет. При этом проектировщики должны учиться, чиновники акиматов – нанимать квалифицированных инженеров, и все раз и навсегда уяснить: вместе с деньгами в регионы пришел и контроль.

– Перед нами не стоит задача кого-то оштрафовать или посадить. Наоборот. Мы бы хотели, чтобы акиматы обращались к нам до того, как будет положен асфальт. Потому что, если мы выявляем некачественно построенную дорогу, для подрядчика – это банкротство. Вы же представляете, что такое замена дорожного полотна? А он всё это должен сделать за свой счет, – объясняет Сагинов.

Пока же чаще к дорожным ревизорам обращаются общественники. И этим сигналам здесь тоже рады.

– По заявкам граждан мы готовы выезжать бесплатно, без каких-либо договоров. И это даже облегчает нашу задачу. Например, в Косшы нас именно жители позвали. Они же показали тот участок дороги, который сделал не нанятый акиматом подрядчик, а они сами, за свой счет. В целом же, как мне недавно рассказывали, по итогам той проверки за выявленные нарушения оштрафовали руководителя подрядчика, а главного инженера, который такую дорогу принял, на полгода лишили лицензии, то есть он полгода не сможет работать по специальности. И я этому рад. До недавнего времени, если нарушения есть и приходят фискальные органы, у них претензии только к подрядчику и заказчику. Автор проекта, инженерная служба ни при чем были. Я считаю, что это в корне неправильно! В первую очередь спрос должен быть с инженеров. Их нанимают для того, чтобы контролировать качество. Заказчик – это чаще всего госорган. У этого бедного госслужащего просто нет времени всё контролировать плюс квалификация не та. А подрядчик всегда в первую очередь о прибыли думает, – рассказывает Замир Сагинов.

НУР-СУЛТАН