Почему детей боевиков оказалось непросто вернуть в Казахстан

В рамках операции “Жусан” на родину в январе – июне 2019 года и феврале 2021 года из зоны боевых действий были возвращены 520 детей, из них – 239 девочек и 281 мальчик.

Среди вернувшихся – 48 детей, которые остались без попечения родителей. Каждый из них обрел свою семью (10 из них устроены в государственные организации для детей-сирот, 38 – переданы под опеку близким родственникам).

Почему детей боевиков оказалось непросто вернуть в Казахстан, с какими трудностями пришлось столкнуться министерству образования (многие дети просто не умели читать и писать) – об этом в интервью “КАРАВАНУ” рассказала вице-министр образования и науки Бибигуль АСЫЛОВА.

Статус – защищен

– Одно из препятствий для возвращения детей в Казахстан, насколько известно, было связано с отсутствием у них документов, подтверждающих гражданство. Особенно эта проблема касается Ирака, где необходимо добиться судебного решения, доказав, что ребенок является гражданином РК. Как вы решали эту проблему?

– Казахстан стал одной из немногих стран мира, эвакуировавших своих граждан из зоны конфликта и ведущих активную работу по их возвращению к нормальной жизни. Ранее у нас не было подобного международного опыта, чтобы использовать его на практике при организации и проведении операции “Жусан”. Учитывая отсутствие нормативного правового регулирования в отношении возвращенных детей, перед нами встал вопрос принятия законодательных мер.

Необходимо отметить, что Казахстан в этом вопросе руководствовался Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной 8 июня 1994 года, согласно которой государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Также в целях обеспечения прав и законных интересов детей в мае 2020 года был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты материнства и детства”. В его реализацию внесены правила социальной реабилитации детей, пострадавших от террористической деятельности. Правилами установлен комплекс оказываемых правовых, образовательных, психологических, медицинских, культурных и социально-бытовых услуг.

На сегодняшний день предпринятые шаги позволили осуществить документирование всех детей и закрепить их социальный статус для оказания государственной поддержки в виде пособий.

“В первые дни приезда дети были напуганы, боялись общения, не притрагивались к игрушкам”

– Не секрет, что джихадисты в своих целях использовали несовершеннолетних детей, которых называли “львятами халифата”. Какую работу проводило министерство образования по их реабилитации?

– Мы понимали, что при работе с детьми, побывавшими в зоне конфликта, необходимо учитывать тот фактор, что они находились в несвойственной им среде. И максимально приняли меры для того, чтобы обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка, приложили все силы к тому, чтобы дети не подверглись повторной психологической травматизации.

Первым делом для координации работы в этом направлении министерство совместно с заинтересованными госорганами создало межведомственную рабочую группу и выработало единый алгоритм по реабилитации детей. В нем были предусмотрены пошаговые действия каждого ответственного государственного органа – с момента прибытия до их полного восстановления.

Как вы понимаете, в ситуациях постоянного психологического и физического насилия пострадавшие остро нуждались в информационной, социальной, медицинской, правовой помощи. То есть был предусмотрен комплексный подход при оказании помощи.

Первичные реабилитационные мероприятия были организованы в Мангистауской области. Все прибывшие семьи временно разместили в специально созданном адаптационном центре. Были составлен режим дня и установлено круглосуточное дежурство психологов, воспитателей, нянечек и медицинских работников. К реабилитационной работе привлекли 80 специалистов различных областей. Это – социальные педагоги, преподаватели, теологи, религиоведы. Помогли и профильные отечественные и международные неправительственные организации (ОФ “Право”, ОФ “Акниет”, ОФ “КZ”, ДФ ООН “ЮНИСЕФ”, УНП ООН).

Несложно представить, в каких условиях были дети до возвращения. Они ведь долгое время находились среди насилия, голода, болезней, у некоторых из них были осколочные ранения. Всех возвращенных временно прикрепили к медицинским организациям, при необходимости детей с серьезными заболеваниями направляли в лечебные учреждения. Основная их часть говорила на арабском языке, поэтому для установления контакта с ребенком и проведения психологической работы нам помогали специалисты по арабскому языку.  “Мне не дали похоронить маленькую дочь”: казахстанка, вернувшаяся из Сирии, рассказала об ужасах войны

В первые дни по приезде дети были очень напуганы, боялись общения, не притрагивались к игрушкам, куклам, раскраскам, карандашам и ручкам. Мы с трудом привлекали их к детским играм, они не различали цветов, нарисованные детьми деревья, дома, цветы, птицы, небо, семьи и даже солнце были мрачных темных оттенков. Поэтому для помощи в адаптации мы составили индивидуальные планы психологической помощи, в зависимости от возраста. Для детей дошкольного возраста обследование проходило в игровой форме, школьного – в форме бесед, рисунков, графиков и раскрасок, чтобы определить контактность, ориентированность на выполнение заданий, темп, утомляемость, работоспособность, творческие и эмоциональные данные.

Хотелось бы отметить: наши психологи говорят о том, что дети не имеют радикальных религиозных взглядов и стали невольными жертвами.

Жажда к знаниям

– Многие дети, вернувшиеся из зон боевых действий, не посещали учебные заведения. Большинство из них не умеют читать и писать…

– Для определения уровня их знаний, умений и навыков при содействии психолого-медико-педагогических комиссий были разработаны индивидуальная образовательная программа обучения и карта психолого-педагогического сопровождения для каждого из них. В центре мы организовали “летнюю школу” с привлечением учителей, репетиторов, воспитателей (занятия по казахскому, русскому, английскому языкам, математике и другим предметам), также секционные и кружковые занятия по шахматам, шашкам, домбре, танцам, рисованию и пению. И буквально через неделю дети адаптировались к новой жизни и активно включались в мероприятия уже всей семьей.

Да, есть те, которые обучаются не по возрасту. Но в этом плане мы предусмотрели помощь учителей и репетиторов, чтобы дети смогли безболезненно освоить школьную программу. Кстати, у них большая жажда к знаниям, некоторые освоили за год программу двух классов (10 детей), и им предоставлена возможность учиться со своими сверстниками в классе, который соответствует их возрасту.

Дополнительным образованием, репетиторством по математике, английскому, казахскому и русскому языкам охвачено более 100 детей. В это непростое для всех нас время, в период пандемии коронавируса, каждому ребенку оказывается всесторонняя поддержка. Дети обеспечены компьютерами и ноутбуками для дистанционного обучения. Также на постоянной основе семьям предоставляются канцелярские принадлежности, одежда, продуктовые корзины.

Кроме того, понимая сложность изоляции для детей в летний и зимний периоды, для 47 детей в возрасте от 10 до 16 лет был организован двухнедельный оздоровительный отдых в республиканском лагере “Балдаурен” с 14 по 28 августа 2020 года и с 8 по 28 января 2021 года.

Если вы стали жертвой деструктивных религиозных сект, можете обратиться в центр консультации и реабилитации при управлении по делам религий г. Алматы за помощью по телефонам “горячей линии”: 8 (701) 120-75-70 (для мужчин) и 8 (701) 120-05-03 (для женщин).

Вам окажут помощь абсолютно бесплатно. Анонимность гарантируется.

АЛМАТЫ