– Мадияр Ералиевич, мы помним эпоху “веерных” отключений света в безумные 90-е. Прошло почти два десятка лет, но блэкауты нет-нет да и случаются. Почему?
– Потому что энергетика тогда оказалась вне зоны внимания. Финансирование шло по остаточному принципу, сети никто не ремонтировал, трансформаторы не “тянули” перегрузки. Сегодня ситуация другая. Вот, смотрите, это карта города тех лет – вся красным цветом закрашена.
– И что это значит?
– Что мы не могли выдавать технические условия на подключение малому и среднему бизнесу. Сети были перегружены! А вот карта сегодняшняя. Видите, только одно небольшое пятно в Турксибском районе. Другая картина! В 2007–2014 годах было построено и реконструировано три десятка подстанций за счет республиканского, местного бюджетов и на собственные средства компании. Прирост мощности составил более 3 000 МВА.
– Но аварийные отключения все же случаются…
– Они случаются во всем мире. И в Нью-Йорке блэкауты были, и в Париже. Полностью исключить аварийные отключения пока невозможно. И на то есть объективные причины.
Справка “КАРАВАНА”
- АО “Алатау жарык компаниясы” – компания, которая обеспечивает передачу и распределение электроэнергии в Алматы и прилегающих к мегаполису районах Алматинской области. Обслуживает более 2,4 миллиона человек. Присоединенных потребителей – свыше 780 тысяч единиц. Протяженность линий электропередачи – 29 225 километров. Максимальная нагрузка в 2014 году (зимой) – 1 378 МВт. Объем передачи – 6 миллиардов 235 миллионов кВт-ч.
Между молотом и наковальней
– Сегодня ситуация сильно изменилась. Аварийных отключений стало меньше. Но тут надо пояснить. Все потребители делятся на три категории. Первой, в которую входят медицинские учреждения, предприятия, где отключение электроэнергии может привести к массовому браку, объекты жизнеобеспечения, положены две-три резервные линии и резервные источники питания. Вторая категория – госучреждения. Они обеспечиваются двусторонним питанием.
– А третья – это все мы, рядовые граждане?
– Да, у всех бытовых потребителей одностороннее питание. Поэтому гарантировать гражданам абсолютно бесперебойную подачу электроэнергии в этом случае невозможно. В наших нормативных документах так и написано, что устранение аварийных отключений допускается в течение суток. Хотя мы сами не заинтересованы в том, чтобы потребители ждали так долго.
– Почему?
– Потому что чем больше мы поставим потребителю электроэнергии, тем больше будет наш доход. Поэтому мы меньше всех заинтересованы в ЧП. Но вернемся к аварийным отключениям. Во-первых, у нас много изношенных кабельных сетей – в основном из-за большого срока эксплуатации и воздействия агрессивного грунта. На балансе АО “АЖК” 2 572 километра кабельных линий напряжением 6–10 киловольт, из них 60 процентов изношены. Они отслужили по 30–40 лет. Именно такие чаще выходят из строя. На их ремонте компания несет большие затраты. Также нам “помогают” разные легальные и нелегальные застройщики – физические и юридические лица, которые во время земляных работ рвут наши кабели.
– Есть же нормативные акты, которые регулируют работу этих копателей!
– Есть. Но они их игнорируют. Все земляные работы регламентированы. Нас должны поставить в известность, мы должны указать им места прокладки наших коммуникаций. Там целая процедура согласований с нами, связистами, газовиками, водоканалом... Они копают и рвут – мы восстанавливаем. И так по кругу. Строят какие-то кафешки, гаражи, бизнес-центры с нарушением охранных зон линий электропередачи – и все без согласования с нами. Мы выдаем предписания по выносу линий из зон застройки или по сносу незаконных строений, доводим дела до суда. Даже выигрываем какие-то. Но в общем ситуация не меняется. Иногда наши оперативные ремонтные бригады просто не могут доехать до места ЧП. Повсюду заборы и шлагбаумы. Частная территория!..
Не терроризируйте диспетчеров!
– Еще одна большая проблема – потребители, у которых аварийно отключилась подача электроэнергии. Массово начинают звонить нашим диспетчерам. Граждане просто не знают, что при авариях надо звонить не в диспетчерскую, а в контактный центр, работающий круглосуточно.
Номера телефонов контактного центра: + 7 (727) 356-99-99, + 7 (727) 399-99-00
Если же вопрос не экстренного характера, можно написать на сайт АО “АЖК”, где на главной странице есть рубрика “Вопрос – ответ”. Уверяю, ответ не заставит долго ждать . А по вопросам оплаты электроэнергии и квитанций надо звонить в контакт-центр или обратиться на сайт “Алматы-ЭнергоСбыта”. Там тоже работает рубрика “Обратная связь”.
– А диспетчеры?
– Они обеспечивают оптимальный режим работы наших электрических сетей. Их работа похожа на скорую медицинскую помощь. Они работают с оперативными аварийными бригадами и не должны отвечать на звонки потребителей. Задача диспетчеров – организовать выезд бригад, поставить им правильную задачу. В том числе обеспечить локализацию аварийной ситуации, чтобы не допустить ее развития. Понятно, что тогда какой-то участок может быть отключен от подачи электроэнергии на время устранения повреждения. Люди же всего этого не знают – и отвлекают диспетчеров от основной работы.
– Были у вас случаи, когда на место ЧП выезжали первые руководители компании?
– И не раз! Председатель Мухит Абикеевич Умбетов в этом году несколько раз лично руководил аварийно-восстановительными работами.
Свои, чужие… Да все наши!
– Наша самая больная проблема – бесхозные сети.
– Откуда такие?
– Бывшие ведомственные, которые были у разных обанкроченных заводов, разорившихся фабрик, дачных массивов… Остались со времен СССР и до сих пор работают, обслуживают потребителей – физических и юридических лиц. Согласно нормативным актам мы должны нести затраты только по сетям, которые находятся на нашем балансе. Но реально приходится нести затраты и по этой “бесхозке”. Аварийное отключение – и мы выезжаем.
– Комитет по регулированию естественных монополий в курсе?
– АО “АЖК” является субъектом естественной монополии, поэтому вся деятельность компании полностью контролируется им, регулируется. Смотрите, в Алматы всего 4 626 трансформаторных подстанций напряжением 6–10 киловольт. Из них на нашем балансе 2 049. Остальные коммунальные (154 штуки), абонентские (2 391) и бесхозные (32).
– Получается, на вашем обслуживании половина “добра” – чужая?
– И мы вынуждены оказывать техпомощь при любых отключениях. А еще есть распределительные пункты. Из 242 только 43 процента на нашем балансе. И еще 15 процентов бесхозных. Любая аварийная ситуация на “бесхозках” оказывает негативное влияние на работу головных сетей. Жаль, вы не видели, какую проволоку наматывали на предохранители в трансформаторах потребители отдельных районов! При коротком замыкании в сети быстрее сгорят провода и линии, чем такие “предохранители”.
– А включение, конечно, за ваш счет?
– А куда деваться? Наши, не наши – у нас задача обеспечить подачу электроэнергии. Любая авария – мы отвечаем за ремонт.
– С чем же связаны перебои с подачей света?
– Порядка 35–40 процентов – это отключения для выполнения запланированных ремонтных работ сетей. Я говорил, как и почему это делается. 30 процентов – на абонентских сетях. И 15 процентов – это на “бесхозках”. Кстати, каждый год мы должны ремонтировать 10 процентов городских электрических сетей. Вот два года назад начали реконструкцию кабельных линий 6–10 киловольт.
– И много успели?
– Заменили 297 километров самых изношенных. Это 12 процентов от общего объема. Некоторые кабели на одном километре имели до 50 повреждений: отслужили по 40–50 лет.
– Ого! Брежнева еще помнят…
– Так есть линии старше меня – их еще японские военнопленные прокладывали. Есть еще пара проблемных участков, где незаконно построены объекты с нарушением охранной зоны кабельных линий. А так в этом году мы выполнили ремонтные работы на 2,3 миллиарда тенге.
– Мадияр Ералиевич, к Алматы присоединили часть районов области. Нагрузка, вероятно, выросла, потребителей прибавилось…
– Да, хотя они и раньше были потребителями нашей компании. Разве что перешли из областных сетей в городские. А так нагрузка каждый год росла. В 2013-м было падение, но в 2014-м – рост. Сейчас опять снижение. Основные факторы: экономический кризис, тенденция к энергосбережению, глобальное потепление с погодными условиями тоже вносят свои коррективы. Если сравнить прошлогодний ноябрь с нынешним, то объемы передачи энергии уменьшились. Например, в прошлом ноябре в Алматы среднемесячная температура была минус 17 градусов, а сейчас плюс 8. К тому же многие потребители начали применять энергосберегающие лампы и оборудование.
– Малый и средний бизнес сжимается?
– Люди начали заметно экономить. Мы планировали, что будет рост, поэтому защищали тарифную смету, затраты и прочее. Ну и предприятия МСБ сокращают производство, начинают экономить. Так что снижение потребления все-таки есть.
Справка “КАРАВАНА”
- По подсчетам специалистов, падение объемов потребления составляет:
- по энергосбережению – 10 процентов,
- по климатическим условиям – 60 процентов, из-за последствий экономического кризиса – 30 процентов.
– Резервы для роста есть?
– За счет программы “Доступное жилье”. Много объектов сдали в этом году, включая станции метро, жилые комплексы, другие проекты завершили. Но проблемы пока остаются. Для реконструкции изношенных кабельных линий 6–10 киловольт требуется финансирование в объеме 28 миллиардов тенге.
– Вот прямо сейчас?
– Если разбить по годам на 5–7 лет, то освоим...
Алматы