Американская администрация однозначно выступает против идеи газовой ОПЕК, лоббируемой Россией.
Опасения американцев связаны с тем, что любые координирующие структуры в сфере разведки, добычи и экспорта природного газа в долгосрочной перспективе могут стать транснациональными монополиями, способными, с одной стороны, диктовать цены на мировом рынке энергоносителей, с другой стороны, переформатировать экономическое доминирование в политическое.
В первом случае будут нарушены основополагающие принципы глобальной рыночной экономики в сфере конкуренции и равного доступа к энергоресурсам, во втором - в опасности может оказаться влияние США на решение вопросов безопасности Запада.
Конечно, все вышесказанное можно смело отнести к сфере предположений, а вероятность возможного диктата со стороны альянса так называемых "ресурсных стран" - к далекой и необязательной перспективе.
Логика развития мировой экономики может скорректировать планы той же России, сделать так, что вопрос газового ОПЕК потеряет свою актуальность еще до того, как будут сделаны первые шаги к формированию альянса.
Однако нельзя не считаться с тем, что уже сегодня существуют прогнозы, способные, во-первых, стимулировать процесс создания газового ОПЕК, во-вторых, заставить мировых потребителей предпринять меры, препятствующие вышеуказанному процессу.
Согласно прогнозу Управления энергетической администрации (EIA) при министерстве энергетики США, в 2014 году баррель нефти может стоить 49 долларов с учетом американской инфляции, а в 2030 году - 59 долларов. В России, ожидает управление, производство нефти к 2030 году вырастет незначительно, а газа - почти в полтора раза. Такой уровень цен, по мнению экспертов управления, сулит России дефицит торгового баланса.
EIA публикует прогноз спроса, потребления и цен на энергоресурсы в мире раз в год. Базовый вариант исходит из того, что мировая экономика будет ежегодно расти на 4,1 процента, потребление всех энергоресурсов вырастет на 57 процентов до 205 триллионов киловатт в час.
Тенденции
Крупнейшей группой потребителей станут страны Азии и Тихого океана. Они будут ежегодно потреблять 80 триллионов киловатт в час. Основными странами, определяющими спрос на энергию, станут Китай и Индия. В этих странах энергопотребление будет расти на 3,5 процента и 2,8 процента в год соответственно (в мире - на 1,8 процента).
Китай к 2030 году станет вторым потребителем энергии в мире (42 триллионов киловатт в час) после США (47 триллионов), европейские экономики, как предполагается, заметно отстанут от указанного уровня.
При этом отмечается, что опережающими темпами будет расти потребление угля и природного газа. Вместе с тем доля нефти в мировом энергобалансе через 25 лет по базовому сценарию упадет с 38 до 34 процента. При этом цена нефти останется почти на нынешнем уровне - в долларах 2005 года (с поправкой на инфляцию в США) баррель нефти будет в 2014 году стоить 49 долларов, а в 2030 году - 59 долларов. В долларах 2030 года нефть будет стоить 95 долларов.
Разные сценарии
Пессимистический сценарий предполагает, что нефть через 25 лет подешевеет до 36 долларов (в ценах 2005 года). Оптимистический сценарий - 100 долларов за баррель, или 157 долларов в американской валюте образца 2030 года.
Оба сценария различаются темпами роста мировой экономики. Кроме того, нефть станет дороже, если ее будет меньше добываться, например, вследствие национализации добычи. Факторы такого развития сценария налицо. В Венесуэле нефтяная отрасль активно национализируется, и по мере повышения спроса на нефть подобные тенденции могут лишь усиливаться.
С другой стороны, страны-члены ОПЕК будут все жестче квотировать добычу нефти с тем, чтобы не обвалить мировой рынок нефти, а стремление США обеспечить контроль над ближневосточной нефтью может усилить центробежные силы, стремящиеся к тому, чтобы обеспечить над ней контроль со стороны государств.
С третьей стороны, страны Каспийского региона будут делать все от них зависящее, чтобы контролировать разведку, добычу и поставки нефти на мировой рынок. Один из самых диверсифицированных рынков нефти в Казахстане, где наряду с казахстанской национальной "КазМунайГаз" работают международные ТНК, также показывает тенденцию к централизации контроля за нефтью. Благодаря поправкам в закон о недрах, "КазМунайГаз" отныне имеет преимущественное право выкупать 50-процентную долю в любых сделках по нефти. Что касается России, то там монополии российских нефтяных гигантов в ближайшее время ничто не угрожает.
Энергобаланс изменится
Базовый прогноз EIA на 2014 год означает для России значительный торговый дефицит при условии сохранения нынешней структуры экспорта. Единственный способ избежать дефицита - увеличить долю в экспорте продукции и услуг с высокой степенью переработки. Эту задачу в России ставят регулярно, однако реальной диверсификации российской экономики пока не видно.
Всерьез задуматься о диверсификации поставок энергетических ресурсов придется США, Китаю и Индии, которые по прогнозу EIA, обеспечат половину прироста потребления нефти. Нефти миру нужно будет не 82,5 миллиона баррелей в день, как в 2004 году, а 117,6 миллионов баррелей. Несмотря на это и даже при высокой цене на нефть, ее доля в мировом энергобалансе сократится с 37,7 до 30,8 процента.
Вместе с тем вырастет потребление газа - с 2,8 до 4,6 триллионов кубических метров. В Европе потребление газа увеличится с 509 до 736 миллиарда кубических метров, его доля в европейском энергобалансе - с 23,8 до 30,9 процента.
И снова Китай
Китайский рынок будет расти как на дрожжах. Причем, спрос на газ будет расти в Китае в геометрической прогрессии - с 39 до 192 миллиарда кубических метров. Из них 113 миллиарда кубических метров обеспечит собственная добыча. К тому же в Китае более чем в два раза вырастет потребление нефти - с 6,4 до 15,7 миллиона баррелей.
В результате чего доля КНР в российском экспорте энергоресурсов будет повышаться, но первостепенное значение сохранит Евросоюз.
Примерно такую же динамику роста экспорта нефти можно ожидать и по Казахстану. Если для российского ТЭК приоритетным останется европейский рынок, то для Казахстана - российское направление экспорта при условии, что Москва не будет чинить препятствий и резко повышать пошлины на транспортировку нефти по линии Атырау-Самара.
Предполагается, что рост добычи нефти в основном обеспечат члены ОПЕК. Из общего прироста в 35 миллионов баррелей в день они дадут 22 миллиона.
Перспективы России
В прогнозе EIA по России отмечается, что добыча нефти вырастет с 9,5 миллиона баррелей в день до 11,5 миллиона, а газа - с 623 до 991 миллиарда кубических метров. Ключевым фактором слабого роста добычи нефти является нынешняя политика российского правительства, основанная на монополизме в сфере добычи нефти. Государственное регулирование в отрасли тормозит ее развитие, способствует медленному росту нефтедобычи.
С другой стороны, потенциальные залежи нефти сейчас имеются в Сибири, где залегание нефтяных пластов глубже, что подразумевает более высокую себестоимость ее добычи. В данной связи вполне уместна политика постепенного освоения месторождений с тем, чтобы вернуться к вопросу на другом уровне технологий, способных снизить себестоимость добычи и сделать ее рентабельной. Сейчас для России нет никакого резона резко увеличивать добычу, ибо в условиях прямой конкуренции нефтью из Персидского залива, она однозначно проигрывает.
На постсоветском пространстве основной прирост добычи EIA ожидает в регионе Каспия. Cтраны региона будут демонстрировать самые высокие темпы роста добычи нефти в мире - 4,3 процента в год. Лидер - Казахстан, где добыча вырастет с 1,3 до 3,7 миллиона баррелей в год.
Правда, при этом аналитики нефтяного сектора считают прогноз добычи газа для России завышенным. Если принять во внимание прогноз 30-процентного роста, то на освоение новых месторождений потребуются значительные инвестиции.
Судя по динамике привлечения иностранных инвестиций в сферу добычи газа, таких денег у России в ближайшее время не предвидится. С другой стороны, есть все предпосылки к тому, что страны Центральной Азии будут наращивать добычу газа для того, чтобы получить ресурсы для модернизации национальных экономик.
Наличие стратегической трубы "Средняя Азия-Центр", а также трехсторонней договоренности по Прикаспийскому газопроводу, который протянут параллельно имеющемуся, для России нет резона наращивать добычу на своей территории. Центрально-азиатские страны вполне с этой задачей справятся, если Москва будет обеспечивать необходимые мощности по прокачке газа из региона.
Все зависит от экономической целесообразности прокачки энергетических ресурсов через территорию России.
Фото с сайта http://www.rpmonitor.ru