Почему Акежан Кажегельдин никогда не станет Криштиану Роналду и Анджелиной Джоли

Суд установил, что он, пользуясь служебным положением, вымогал взятки у бизнесменов налево и направо. С его ведома стратегические предприятия страны – добывающие и энергетические – иностранные “инвесторы” скупали за копейки. Суд приговорил его к 10 годам лишения свободы с конфискацией награбленного.

А недавно этот экс-гражданин Казахстана попытался дать советы Президенту Касым-Жомарту Токаеву: как ему надо решить проблему с коронавирусом. Это всё – про бывшего премьер-министра РК Акежана Кажегельдина.

В конце марта на заседании госкомиссии по чрезвычайному положению Президент Токаев предложил выделить на поддержку бизнеса и создание новых рабочих мест 4,4 триллиона тенге. Сумасшедшие деньги – почти 10 миллиардов долларов! Хотя, когда на кону стоят здоровье и жизни граждан, все средства хороши. Беглый оппозиционер, который однажды назвал себя эффективным брокером, видимо, об этом забыл. Ну да люди для него всегда были на втором месте после денег.

Советы потустороннего?

Про средства г-н Кажегельдин в своем письме как-то невпопад заметил: “Уверен, что все казахстанцы, в том числе и покинувшие страну, готовы будут внести свой вклад в защиту здоровья и благополучия своего народа”.

Что выделил на борьбу с инфекцией в Казахстане Акежан Магжанович – кроме “рекомендательного” письма Президенту страны? Советы “потустороннего”, давно оторванного от реалий происходящего на родине, вряд ли кто у нас воспринял всерьез. Видимо, беглый коррупционер забыл, за какой откат отдал энергосистему Алматы бельгийской компании “Трактебель” (если исходить из решения суда, речь идет о 25–35 миллионах долларов. Потом Казахстану пришлось выкупать активы энергокомплекса за 100 миллионов “зеленых”.). А мы помним.

Почем продал хромовые залежи родины японцам – “Джапан хром корп.” (там уже спич о 50 “лямах” и дальше) – тоже помним. Ну и где деньги, брокер?

В 1996 году Экибастузская ГРЭС-1 стоила почти 24 миллиарда тенге. Если кто забыл, напомню: тогда “зеленый” весил где-то в районе 75–77 тенге. Знаете, за сколько продали станцию? “С молотка” по голландской схеме, то есть по снижению цены, и всего за 100 миллионов тенге! За такие деньги в Алматы тогда можно было купить 3–4 квартиры в городе и дом со всеми удобствами в природоохранной зоне. Включая садовника и собаку-охранника на сдачу. Разве Акежан Магжанович, как премьер-министр, не имел к этой сделке никакого отношения? Не смешите тогдашнее руководство комитета по приватизации, которое по счастливой случайности избежало потом уголовного преследования. А жаль.

Справка “КАРАВАНА”

Два десятка лет осужденный А. М. Кажегельдин призывал из своего эмигрантского далека к свержению “существующего режима”, акциям неповиновения. Ленин из Швейцарии, Лондона и Парижа тоже призывал к свержению законной власти. Кто его сейчас, кроме коммунистов, помнит?

Несвятая троица

Кстати, когда в суде впервые предъявили г-ну Кажегельдину все обвинения, они потянули на почти 2 миллиарда тенге (по курсу 2001 года). Свидетелями по делу выступали тогда (тут должны вступить торжественные литавры – бам-бам-бам!) – Виктор Храпунов и Мухтар Аблязов!

Первый в то время командовал министерством энергетики и угольной промышленности, а второй чуть позже – энергетики, индустрии и торговли. Но все трое пересекались регулярно: работа такая. Сегодня эта уголовная троица вовсю пиарит себя в оппозиционных СМИ и где-то за рубежом: типа мы, хоть и оппозиционеры в изгнании, готовы всеми силами помочь гражданам Казахстана! Ну и…

Мухтар Аблязов, укравший у казахстанцев миллиарды тенге и скрывающийся в Европе, недавно прямо заявил, что НЕ ГОТОВ жертвовать свои деньги соотечественникам на войну с COVID-19. И с упорством долбодятла твердит эту мантру: НЕ ДАМ – и всё!

В. В. Храпунов всегда был редкостным, почти клиническим жмотом. В 1997 году он, будучи градоначальником, отказался выплатить премию героям, ликвидировавшим аварию на Алматинской ТЭЦ-1. Даже пострадавшим. 6 человек пытались тогда попасть к нему на прием. Но этот “мавзолей” в акимате для них был закрыт. Я хорошо помню тот день. Сама пыталась попасть туда с ними.

Сегодня эти “оппозиционеры в изгнании” позиционируют себя как “защитники” народа Казахстана? И чего стоят их слова?

Сейчас Казахстану крайне необходимы аппараты искусственной вентиляции легких. Один такой, не самый дорогой, стоит около 25 тысяч долларов. Сомневаюсь, что эта троица скинется хотя бы на сотню приборов. Да и кто примет такой “подарок”? Только руки марать…

Опять про Акежана Кажегельдина. Давайте рассуждать здраво. Если человек уже двадцать с лишним лет без проблем доживает свой век где-то между Европой и Америкой без шансов подхватить COVID-19, я почти уверена, что в ближайшие годы на родине этого вора никто не ждет. Ну разве что следователи из антикоррупционного ведомства и люди в погонах из Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Бывший сотрудник КГБ СССР, наверное, это хорошо понимает.

Кстати, специально для Акежана Магжановича. В Казахстане коронавирус лютует не так свирепо, как в америках и европах. Намек поняли? Возвращайтесь. Может, вам и скидка будет?

Так что – қош келдiңіздер!

Справка “КАРАВАНА”

Как только Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию COVID-19 по всему миру, сотни суперзвезд футбола, хоккея, баскетбола, тенниса – от Криштиану Роналду и Лионеля Месси до Марии Шараповой и Александра Овечкина – пожертвовали миллионы долларов на войну с этой заразой. Знаменитые артисты и режиссеры – от Тома Хэнкса и Брэда Питта с Анджелиной Джоли, Дэвида Линча и Квентина Тарантино до Гая Ричи – тоже пожертвовали часть своих гонораров. Даже самые знаменитые миллиардеры калибра Джефа Безоса и Бернара Арно, потерявшие всего за пару месяцев на двоих почти 40 миллиардов долларов, выделили на битву с коронавирусом около 3 миллиардов. Замечу, честно заработанных.

Евгения КИМ, НУР-СУЛТАН