Почем загробная жизнь

Все эти вопросы рано или поздно касаются каждого из нас. И важно определиться для себя с ответами на них.

Недавно у одного знакомого умер отец. При жизни называвший себя атеистом казах завещал похоронить его рядом с женой-христианкой. Сын был вынужден исполнить волю отца и похоронить его по православному обычаю на христианском кладбище Алматы.

Окружающие его не осуждали, ведь подобных семей родом из советской эпохи и сегодня немало. Знакомые лишь посетовали, что казахи сегодня стали забывать религию предков…

Другой случай почти анекдотичен: у мужчины умерла мать, которая попросила после смерти положить ее в гроб в платье и театральной шляпе с вуалькой. Но родственники воспротивились: хоронить будем по исламскому обычаю – в белом саване и без всяких излишеств, поскольку при жизни покойная называла себя мусульманкой, хоть и не читала намаз. И подобных случаев, особенно в смешанных браках, предостаточно. Многие люди после смерти своих родных оказываются в полной растерянности: что делать? Как хоронить? По какому обычаю?


Наиб-имам Центральной мечети Алматы Нурмухамед ИМИНОВ рассказал нам, почему важно мусульман хоронить именно по шариату – в белом саване и читать по умершему молитвы.

– Человек приходит в этот мир нагим и таким же уходит из него. Его единственным одеянием, в котором он предстанет перед Аллахом, будет белый саван, в котором его кладут в могилу. Казахи называют его “акырет”, хотя это и не шариатское название. “Акыретом” называют судный день.

Обязанность родных – проводить умершего в последний путь согласно шариату. Если, конечно, при жизни он называл себя мусульманином, даже если никогда не читал намаз.

Если человек при смерти, ему нужно прочесть суру Ясин.

Умирающему важно тихонечко напоминать перед смертью слова талкина (о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад его пророк). Если у него будут силы, он произнесет их. По Корану, человек, произнесший эти слова перед самой смертью, попадает в рай. Это означает, что он ушел в мир иной с верой. После того, как человек умирает, ему закрывают глаза, а также связывают между собой большие пальцы ног, руки кладутся прямо. Тело кладут лицом к Кибле (в Алматы – на юго-запад). Вначале совершается малое, затем полное омовение, человека заворачивают в саван (кепен) длиной около 15–20 метров, в зависимости от ширины ткани.

Мужчин заворачивают в три слоя, женщин – в пять (потому что прикрываются отдельно грудь и голова). После чего мулла или другой знающий человек читает жаназа-намаз (заупокойная молитва). Он произносится коллективно и другими присутствующими. Отличается от обычного пятикратного намаза тем, что читается стоя. После его прочтения тело везут на кладбище.

Никаких предписаний насчет богатого убранства могилы, роскошных мраморных надгробий и уж тем более поминок на 7-й, 40-й день или через год в шариате нет. Все надо делать по средствам, без излишеств.

Лучшей помощью душе умершего могут стать ваши молитвы о его спасении и прощении Аллахом, а также добрые дела от его имени, милостыня (садака), поданная от его имени.

Об этом же говорит председатель Союза мусульман Мурат ТЕЛИБЕКОВ:

– К сожалению, в Казахстане до сих пор красивое богатое надгробие считается обязательным, особенно для состоятельных людей. И часто мы наблюдаем своего рода ярмарку тщеславия, когда видим мазары, соревнующиеся по высоте, по материалу. Несколько лет назад умер король Саудовской Аравии Фадх, так мир поразила скромность его захоронения: небольшой камень с его именем и больше ничего. Нам в Казахстане стоило бы у них этому поучиться…


В отличие от ислама в православии после омовения усопшему руки складывают крестообразно на груди и накрывают его белым покрывалом, на лоб кладут бумажный венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи.

– Бумажный венчик символизирует венец славы, который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди, – рассказывает пресс-секретарь Казахстанской епархии протоиерей Евгений ИВАНОВ. – В руки усопшему кладут небольшую икону или крест. Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать. Гроб, похоронное убранство и одежда покойного должны быть простыми, качественными, в определенной степени красивыми, но ни в коем случае не дорогими.

Обычай класть в гроб с умершим платки, очки, деньги и прочие предметы, которыми он пользовался при жизни, является языческим суеверием и никакой пользы его душе не приносит. Существует древний благочестивый обычай читать Псалтирь по усопшим. Если этого в силу разных обстоятельств не могут сделать родственники покойного, то им необходимо попросить верующих воцерковленных людей.

Возле гроба зажигают свечи. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света. Лампады и свечи также возжигают у икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой (а то и водкой), хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу. Нехристианским, языческим обычаем является украшение могил венками, тем более из искусственных цветов. Нужно заказать об усопшем сорокоуст – молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Важнейшим моментом христианского погребения является отпевание – особое богослужение с пением псалмов и погребальных стихир, чтением Священного Писания, прощанием с почившим и преданием тела земле. Отпеть умершего можно и в храме, и на дому, пригласив священника. В исключительных случаях допускается “заочное” отпевание, без тела покойного.


Многие мусульмане, в особенности казахи, сегодня хоронят своих родных на третий день после смерти. Хотя по шариату принято предавать покойника земле в день его смерти, до захода солнца. По словам заместителя директора спецкомбината ритуальных услуг Марата ИСМАИЛОВА, традиция хоронить на третий день объясняется просто: раньше из-за большой территориальной удаленности кочевок в казахской степи многие родственники не успевали добраться до умершего в тот же день, чтобы попрощаться. Поэтому покойника оставляли… ждать. Впрочем, и сегодня известие о смерти родных может застать близких где угодно, поэтому отсрочка похорон осталась.

Но проблема вовсе не в этом. Зачастую родственники оказываются в полной растерянности перед смертью близкого человека и не знают, что делать.

– К нам часто обращаются люди, которые не знают, как поступить, куда обращаться. Недавно звонит 16-летняя девушка, у нее умерла бабушка, а родственников нет. Мы ей объясняли, что для начала надо вызвать на дом участкового врача, который констатирует смерть. Вместе с докторами в случаях смерти пациента выезжают и полицейские, которые убеждаются в естественности смерти. Позже на основании их заключений выдается справка о смерти, которая дает право захоронить человека на кладбище.

Марат Исмаилов предупредил читателей, что, поскольку многим из нас не так часто приходится хоронить родных и близких, мы можем и не подозревать о требуемых расходах. Этим, мол, по его словам, и пользуются не чистые на руку похоронные агентства:

– Однажды обратилась к нам пожилая женщина, с которой частные бюро после смерти ее сестры за свои услуги потребовало 250 тысяч тенге! Когда женщина умерла, они буквально тут же оказались у порога квартиры. Есть подозрение, что у них имеются осведомители среди участковых врачей и полиции. Поэтому не нужно терять голову, а обращаться в официальные органы.


По словам протоиерея Евгения Иванова, христианское погребение совершается исключительно над христианами:

– При этом религиозная принадлежность родственников никакого значения не имеет. Нельзя совершать отпевание последователей иных религий и конфессий. Если человек заявлял о том, что он атеист, то пение над ним “Со святыми упокой” и иных слов, обращенных к Богу, будет звучать, по меньшей мере, странно. Не совершается христианское поминовение самоубийц. Хоронить рядом близких людей можно, и это является благочестивым христианским обычаем.

Родственникам очень важно совершать для души усопшего дела милосердия.

К сожалению, сегодня из-за гордости и из-за неправильных представлений о духовной жизни, провожая умершего человека в вечность, люди тратят время, нервы и огромные суммы на вещи, не нужные ни живым, ни тем более покойному: лакированные гробы, венки, охапки цветов, грандиозные памятники, поминки в ресторанах, катафалки и оркестры, “гражданские панихиды”. Цветы, комплименты и подарки нужно дарить живым, а усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела.

Об этом же заявляет мусульманское духовенство.

Наиб-имам Центральной мечети Алматы Нурмухамед Иминов поведал:

– После смерти душа человека переходит в Барзах. После того, как кладбище покинет последний человек из похоронной процессии, к умершему прибывают ангелы Мункар и Накир, от одного вида которых человек может потерять дар речи, и задают три вопроса: “Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какова твоя религия?”. Если он ответит правильно, то уже для него наступает блаженство в могиле: она становится светлой, просторной. Если же из-за совершенных грехов Аллах не даст возможности человеку ответить, то его ждет страшное наказание. Наказание неверующих происходит каждый день, кроме пятницы, пока Аллах не даст на это разрешение.


Кладбищенская земля для похорон выделяется бесплатно, но расходы все равно предстоят: на выкапывание могилы, перенос тела, подготовку территории (вырубка деревьев, планировка и др.). В среднем захоронение по мусульманскому обычаю обойдется в 52 тысячи тенге, по православной традиции – около 25 тысяч тенге. Подзахоронение обойдется в сумму от 31 тысячи тенге, поскольку придется демонтировать часть старого надгробия и возводить его по-новому. Отдельно оплачиваются услуги катафалка – от 14 до 32 тысяч тенге.

В Вознесенском кафедральном соборе пожертвование за отпевание составляет 5 тысяч тенге, за сорокоуст – 1500 тенге. Если у родственников нет средств, то можно попросить священнослужителей, и все необходимое совершат безвозмездно.