Но здесь другая история, ну усыпляет нашу бдительность то, что деньги в долг дает не частник или банк, а правительство, и, значит, подвоха никакого быть не может, думаем мы. Ан нет, подвох есть – ведь реализуют эту программу живые люди, а им ничто человеческое не чуждо. В результате это “ничто” имеет вполне реальную цену в несколько десятков миллионов тенге долга, которые собственники и несут на своих плечах десяток лет.
Начнем по порядку. Государственная программа модернизации ЖКХ на 2011–2020 годы была принята правительством в 2011 году (теперь это Программа по развитию регионов до 2020 года) и дает вроде бы неплохие возможности собственникам квартир привести подуставший дом в хорошее состояние. Деньги на это дает государство, но не сколько захочешь и на что захочешь, а с обязательным условием – провести работы по утеплению и установке “общедомового прибора учета тепловой энергии и автоматизированной системы регулирования теплопотребления”. Вот вам и подвох № 1. Эта часть работ и оборудование будут стоить дороже всего, и без них никаких денег от государства не получишь.
Подвох № 2. Председатели КСК и представители акимата, которые обязательно участвуют в данной процедуре, не любят говорить об условиях возврата кредита, и собственники, которые не возражали против участия в программе, узнают о своей “солидарной ответственности” за всю сумму кредита, только когда дело сделано – решение принято, и они подписывают договор. Солидарная ответственность – это когда вы платите деньги не только за себя, но и за тех собственников, которые не платят. Иначе говоря, выплатили вы за пятнадцать лет 500 тысяч тенге, которые на вас распределили, остальные полтора-два миллиона долга делят между добросовестными жильцами, и вы снова платите.
Подвох № 3 – увеличенная смета расходов. Самый сложный момент, который трудно преодолеть, разве что ваш муж-жена не является хозяином строительной фирмы и знает реальные цены и реально необходимый перечень работ или в компании, занимающейся подготовкой проектно-сметной документации, работают кристально чистые люди. Правда, и этот барьер особо предприимчивые председатели и чиновники умеют обходить. Это тот самый человеческий фактор, о котором я писала выше: “все люди, и все жить хотят”. Причем существующее правило составления сметы таково, что для махинаций здесь полное раздолье. Приведу цитату из реально существующей пояснительной записки к проектно-сметной документации: “В соответствии с постановлением правительства от 11 сентября 2007 г. № 791 переход к текущей сметной стоимости строительства от базовых цен 2001 г. выполнен через индекс изменения месячного расчетного показателя, установленного на 2010 г. в соответствии ст. 9, п.4 Закона РК “О республиканском бюджете на 2010–2012 г.г.” от 7 декабря 2009 г. № 219 VI-ЗРК, установленного на 2011 г. в соответствии со ст. 8, п. 4 Закона Республики Казахстан от 3 декабря 2013 года № 148-V; - 2014 – 1 852 тенге”. Приведено слово в слово, как в оригинале. Вы что-нибудь поняли? Я только то, что на законных основаниях смета составлена по расценкам и заработным платам 2001 года для проведения ремонтных работ в 2014 году, то есть с разницей в тринадцать лет (!), и по смете 11 миллионов 166 тысяч тенге в 2001 году в 2014-м превратились в… 33 миллиона 577 тысяч тенге. Можете удивляться, но и собственники за эту смету проголосовали, и акимат ее утвердил.
В раздутой смете заинтересовано слишком много участников процесса: составитель сметы, размер вознаграждения которого напрямую связан с размером сметы: чем она больше, тем больше он получит; чиновники, не чистые на руку – ну не одолели мы еще коррупцию; генеральный подрядчик – чем больше сумма, тем больше себе в карман (они-то и делятся с чиновниками, ведь деньги акимат перечисляет на их счет); и недобросовестные председатели, такие тоже не перевелись. “Наше местное зло”, например, только на ремонте кровли сделал себе капитальный ремонт квартиры. Перепадает кое-что и строителям, так что получить реальную смету расходов очень сложно.
Еще один подвох – не подвох, но финансово обременительный этап – подготовка проектно-сметной документации для подачи заявки на участие в программе. Силами правления или собственников подготовить документы не получится, так как по закону этим могут заниматься только специализированные компании, имеющие на это лицензию. Другие варианты госорганами рассматриваться не будут. Стоимость их услуг – пять процентов от сметы расходов, которую они сами и составили. В вышеприведенном случае это 1 миллион 678 тысяч 850 тенге. Эту сумму придется заплатить сразу и независимо от того, даст вам государство по этой смете расходов деньги или нет. К слову, ремонт мягкой кровли стандартной пятиэтажки с четырьмя подъездами в Алматы как раз будет стоить этих денег.
Скрытые расходы лежат в том числе в контроле за ходом ремонтных работ. Соблюдение технологии – вещь тонкая, нужно точно знать, сколько времени что сохнет, какие материалы где использовать и в какой последовательности что делать. Так что в реальности самим председателям и инициативной группе с этим не справиться, вот и нанимают они знатоков, услуги которых тоже стоят денег.
Предпоследний подвох – устранение недоделок. Процедура эта обязательная для исполнения строительной организацией, она также прописана в Программе развития регионов до 2020 года, но жизнь есть жизнь. Если по каким-то причинам, например, мол, вы нам подпишите акт приема, а мы потом все доделаем, все же акт подписан без указания недоделок, то потом заставить что-то переделывать строителей крайне сложно.
Существует, конечно, гарантийный срок, в ходе которого компания за свой счет должна устранять все недостатки (отлетела штукатурка, отошла плитка, потекли трубы и т. д.). Но бывает так, что число недоделок и их стоимость таковы, что компании проще закрыться и открыть другую, с новым названием, чем тянуть эту финансовую лямку, а собственникам снова нужно копить деньги, чтобы отремонтировать отремонтированное.
Ну и традиционный риск – без меня меня женили. Процедура получения займа от государства на проведение капитального ремонта строго прописана в самой программе, без решения общего собрания собственников на участие в программе маховик не завертится. Однако, зная, как у нас их проводят и кто, не нужно быть писателем-фантастом, чтобы предсказать результат: протоколы с одобрением и подписями вполне могут появиться. Десяток старушек-активисток, сторонников председателя – это страшная сила.
Алматы