По его словам, сегодня внешний долг Узбекистана к ВВП составляет всего 12 процентов. "Это минимальный показатель, обеспечивающий устойчивую экономическую ситуацию в стране", - отметил он.
Окончание, начало см.здесь
В данной связи стоит отметить интересную особенность. Если ликвидность сложно получить, то деньги останутся в банках. А если деньги остаются в банках, то кризиса ликвидности не существует.
Данная специфика банковской системы применима в любой стране мира. Нужно сделать совсем немного: для начала ввести диктатуру, потом привязать все коммерческие банки к одной кормушке. Регулятор, хозяин кормушки, выстроит очередь за благами. А потом дать регулятору чрезвычайные полномочия, чтобы банки никуда не высовывались.
Чтобы успокоить бизнес-сообщество, необходимо провести ряд массированных атак, и вынудить его работать на государство - иной способ существования в теле государства просто запретить.
Потом сконцентрировать все ресурсы в финансовой системе, и резко усложнить к ним доступ. В результате получится такой механизм, который будет функционировать внутри национального образования, покладисто и без сбоев. То, что он не будет выполнять прямых функций кредитного учреждения, уже неважно. Ибо все крутится вокруг государства.
Добить до пола
У волейболистов существует такая фраза - "добить до пола". Это когда после удара нападающего мяч касается пола без сопротивления со стороны оппонента. Примерно то же самое происходило и происходит в финансовой системе Узбекистана.
Так, в конце января узбекский президент говорил о том, что властям удалось "за последние два года в два раза увеличить совокупный капитал коммерческих банков. Только в 2009 году на пополнение уставных капиталов ведущих банков было дополнительно выделено свыше 500 миллиардов сумов государственных средств". Одновременно президент РУ сослался на высокую оценку узбекских банков со стороны международных рейтинговых агентств.
Нужно добавить, что 500 миллиардов сумов государственных средств ушли не столько на поддержку банковской системы, сколько на усиление позиций государства в отдельных банках. И так сильно централизованная и несамостоятельная банковская система стала еще более управляемой.
С другой стороны, достаточно вспомнить рейтинги международного агентства Moody's, которое в прошлом году удивило мир тем, что дало самые высокие рейтинги… исландским банкам.
Потом в аналитическом сообществе шла острая дискуссия, стоит ли при предоставлении рейтингов учитывать массированную государственную поддержку собственной банковской системы? По всем признакам сильная поддержка со стороны государства делает банки менее самостоятельными, а введение в совет директоров банков государственных служащих - фактором дестабилизирующим. Банки, при такой конфигурации управления, могут выполнять только государственный заказ. А последнее и эффективность использования ликвидности зачастую не стыкуются.
Поэтому слепо доверять рейтингам банков довольно сложно. Да и не нужно.
Как заметил узбекский президент, "объем вкладов населения только в течение прошлого (2009) года увеличился в 1,7 раза. В целом за последние десять лет внутренние источники, направляемые на кредитование реальных секторов экономики, увеличились более чем в 25 раз".
Как правило, такие мощные прорывы в финансовой системе происходят из-за высокого кредита доверия населения к банкам. Люди несут свои сбережения в банки, и там, при помощи профессионалов, их наращивают. Ничего подобного в Узбекистане не происходит. Значит, такому явлению есть другое объяснение. В частности, можно предположить, что население не всегда добровольно несет свои сбережения в банк. Что касается именно Узбекистана, там и нести не нужно. Власти и без согласия людей могут перевести платежи в безналичный оборот, а оставшиеся на банковских счетах деньги назвать инвестиционным потенциалом. Здесь никто и не спросит, кто и сколько платит за этот инвестиционный капитал. Государство платить точно не собирается.
В результате происходит то, о чем говорил узбекский президент: "Кардинально изменилась структура кредитного портфеля банков. Если в 2000 году кредитный портфель почти на 54 процента формировался за счет внешних заимствований, то в 2009 году 84 процента всего кредитного портфеля банков было сформировано за счет внутренних источников" - конец цитаты.
Увидеть невидимое, узнать необъяснимое
Президент АБР увидел то, что многие увидеть просто не смогли. И узнал то, что не поддается объяснению. В числе прочего он увидел государственную заботу о малом и среднем бизнесе, и умение властей компенсировать снижение внешнего спроса за счет внутреннего спроса.
Обвинить Куроду в том, что он не знаком с реалиями Узбекистана, и с тем, как государство "заботится" о бизнесе, язык не поворачивается. В Узбекистане он появляется довольно часто, и не понаслышке знает о проблемах, которые сложно назвать легко преодолимыми.
Особенно это касается вопроса доверия бизнеса по отношению к государству. Если бы бизнес доверял государству, то не прятал бы деньги в оффшорах, не уводил бы часть бизнеса в теневой сектор. Тогда как в Узбекистане - это единственная возможность обезопасить хоть какие-то финансовые потоки.
С начала 90-х годов государство много раз демонстрировало обратное: любыми средствами пыталось поставить бизнес на службу государству. При этом власти не брезговали ничем: ни обыкновенными наездами, ни конфискацией имущества. Если раньше бизнесмены все же обращались в судебные органы за защитой своих интересов, то сегодня это делают крайне редко, особенно, если дело касается споров и конфликтов с государственными органами. Между собой бизнесмены еще судятся.
При этом громогласные заявления властей о ее готовности помогать бизнесу, как правило, преобразовывались в реальной жизни в нечто иное. К примеру, в поддержку крупного бизнеса в ущерб малому и среднему. Это регулярно происходит, когда власти задумывают в очередной раз ужесточить требования к субъектам экспортно-импортных операций.
АБР охотно дает взаймы Узбекистану, когда вопрос стоит о поддержке малого и среднего бизнеса. Так, в третьей декаде апреля текущего года АБР выделил трем узбекским банкам заем в размере 50 миллионов долларов и грант на 600 тысяч долларов на расширение финансирования малого и микробизнеса коммерческим банкам "Ипак йули", "Хамкорбанк" и "Агробанк".
Еще 50 миллионов долларов для софинансирования должны выделить вышеуказанные банки.
Когда президент АБР говорит о компенсации снижения внешнего спроса за счет роста внутреннего спроса, возникает множество вопросов.
Первый: откуда жители Узбекистана берут для этого деньги? Но некоторые параллели можно провести. К примеру, предположить, что внутренний спрос стимулирует рост денежных переводов в Узбекистан. До середины 2008 года так оно и происходило. Деньги узбекских гастарбайтеров, работающих в России и Казахстане, позволяли наращивать внутренний спрос. Вторая половина 2008 года, когда объем денежных переводов резко снизился, привела к тому, что весь 2009 год население тратило деньги, которые заработало за пределами Узбекистана.
В 2010-м гастарбайтеры не стали ждать, когда кончатся деньги и все равно выехали в Россию на заработки. Поэтому внутренний спрос в течение текущего года будет снижаться, если власти не смягчат процедуру доступа к наличности.
Что же касается крупных инфраструктурных проектов, то они на самом деле имеются. Сейчас Узбекистан строит железную дорогу в Афганистане, а внутри страны осуществляется крупный автодорожный проект. Он должен соединить киргизско-узбекскую границу на востоке с узбекско-казахстанской границей на севере. Тем самым будет закольцована дорога, которая позволит товарам из Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона спокойно курсировать по государствам Центральной Азии, откроет доступ к региону китайцам.
По крупному проекту автомобильной дороги предполагается в течение шести лет построить 400 километров четырехполосных дорог с цементобетонным покрытием, 813 километров четырехполосных дорог с асфальтобетонным покрытием и 288 километров двухполосных дорог с асфальтобетонным покрытием. Строительство также предусматривает возведение семи транспортных развязок и 1488 погонных метров путепроводов и мостов.
Финансирование проекта помимо мультитраншевого кредита АБР будет осуществляться за счет средств правительства в объеме 1,68 млрд долларов, а также кредитной линии правительства Китая для стран-членов Шанхайской организации сотрудничества и других международных финансовых институтов. Так что интерес китайцев налицо.
Курода все знал
А еще можно допустить, что лесть президента АБР, обращенная узбекским властям, ловкая тактическая уловка.
Если вспомнить, что АБР финансирует в Казахстане и Узбекистане, то можно сделать некоторые выводы. В Казахстане он финансирует строительство международного автомобильного коридора "Западная Европа-Западный Китай", в Узбекистане - тоже проект в автодорожной отрасли. Так что цель вполне понятна: за счет участия в инфраструктурных проектах АБР стремится повысить доступность Центральной Азии для крупнейших экспортеров мира. Так как государства региона входят в когорту развивающихся государств, то прибыльность вложений выше, чем на развитых рынках.
Другого объяснения нет.
На снимке: Ислам Каримов и Харухико Курода