Почем права Или Кто дезинформирует президента?

Возможно информация, озвученная в ноябре 2006 года на заседании Совбеза с участием главы государства Комитет дорожной полиции МВД РК о том, что, цитирую: "автомобили с правым расположением руля являются источником повышенной опасности на дорогах. В частности, по данным МВД, только за последний год число аварий с участием праворульных автомобилей возросло в 2,5 раза, а количество погибших в этих авариях - почти в 3,5 раза. Всего в республике, по данным полиции, зарегистрировано 117 тыс. автомобилей с правым рулем", - и не является дезинформацией, надо просто взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Давайте попробуем разобраться, а откуда у дорожной полиции такие данные?
Допустим, что цифры, объявленные в докладе - реальны, но откуда они взялись? Естественно, из официальной статистики сотрудников ГАИ. Но все водители знают, как ведется данная статистика!
Рассмотрим следующий пример: на любой из улиц любого города Казахстана происходит ДТП, о чем участники ДТП обязаны сообщить в ГАИ, особенно в случае хотя бы одного летального исхода; далее приезжают сотрудники ГАИ, регистрируют участников ДТП и отправляют данные в управление статистики того или иного города; позже информация собирается в главном Статуправлении Казахстана откуда и озвучивается на весь свет божий.
Вроде бы все логично и корректно, но не надо забывать, кто и при каких обстоятельствах обращается в ГАИ в случае ДТП.
Во-первых, когда-то кто-то погиб во время аварии, здесь уж точно не отвертеться, и по-любому придется вызывать ГАИ. Однако (и слава богу) пока у нас гораздо распространеннее иная разновидность.
Практика показывает, что большинство опытных водителей предпочитают избегать контактов с сотрудниками МВД, потому как инспекторов ГАИ приходится ждать в Алматы, к примеру, от 2-х до 6, а то и до 8 часов после обращения, во-вторых, всем без исключения приходится проходить через унизительную процедуру поездки в Наркологический диспансер, и, в-третьих, можно реально лишиться права управления транспортным средством на срок от 3 месяцев и до пожизненного.
Ну и кому это надо? Естественно, опытный водитель, при незначительном, да в последнее время и при значительном ущербе нанесенному своему автотранспортному средству предпочтет, как говорится, "развести на месте"! Следовательно, опытные водители, чаще всего, не относятся ко второй разновидности, т.к. они не делают погоды в статистике.
Так кто же реально является виновником ЛЖЕ-статистики?
Становится понятно, что оставшиеся участники ДТП - это так называемые чайники, или неопытные водители. Почему так происходит, спросите вы?
Да потому что за последние 15 лет в Казахстане полностью развалилась система обучения вождению транспортных средств.
Если в СССР, скажем, чтобы получить водительское удостоверение категории "В" надо было учиться 6 месяцев, далее категорию "С" можно было получить: либо имея опыт езды с категорией "В" не меньше 1 года, либо сразу получать "ВС", но и обучение продлилось бы до 8 месяцев.
При этом каждый новоиспеченный водитель сдавал самостоятельно и теорию - на автоматах, или прорешивая билеты в экзаменационных залах, а так же обязательно сдавалась и практика вождения.
И купить права было практически невозможно, либо это выходило дороже, чем учиться.
Что происходит в течение последних 15 лет? За последние годы вынужденно закрылись многие автошколы, которые не желали продавать права, потому как купить водительское удостоверение стало дешевле, чем пройти обучение! Но отступим от лирики, вернемся к практике.
Хоть в последнее время органы МВД и Минобразования и взялись за ум, выработали новые ГОСТы, для работы автошкол, но то, что складывалось в течение 15 лет, за 2-3- года переломить фактически невозможно.
Львиная доля казахстанских граждан предпочитают КУПИТЬ права, нежели научиться. Потому, как и сегодня КУПИТЬ, даже через сеть посредников - стоит дешевле. Даже если цена за обучение и сравнялась с ценой продажи, люди все равно предпочитают покупать, аргументируя свои действия значительной экономией времени.
Что делает человек, с купленными правами в кармане? Сэкономив на собственной безопасности, он выбирает машину, при этом, - тоже экономя. Всем известно, что если сравнивать две машины одного года выпуска и одинакового класса европейской и азиатской сборки, по всем без исключения параметрам выигрывает азиатское (чаще всего японское) авто.
В японских машинах сочетаются все требования, на что смотрит каждый из нас, делая крупную покупку:
1. Цена - японские машины стоят на порядок дешевле своих европейских аналогов;
2. Надежность - качество японских товаров (любых) известно всему миру;
3. Обслуживание - естественно дешевая машина, дешева и в обслуживании;
4. Стоимость и доступность автозапчастей - разумеется, япошки и тут дешевле.

Какой напрашивается вывод? Большинство людей среднего класса предпочитают приобретать японские авто. А они, обычно, праворукие.
Вы скажете, что есть марки японских авто в европейской комплектации, с левым рулем, вот их и покупайте.
Да, это правда, есть такие, но опять же для сравнения: фара, скажем, на Nissan Blubert в европейской сборке стоит 250 у.е., а в японской - 40. Естественно, крепления у них разные, и выглядят они совсем не одинаково, что делать? Менять крепления или ставить родную фару, что по цене разницы не имеет?
Поехали дальше. Новичок покупает, как правило, японскую машину с правым рулем, что совершенно логично. Далее он идет в страховую компанию и покупает полис (закон обязывает). И естественно, попадая на дорогу, большинство новичков совершают первое ДТП в течение первых полугода самостоятельного движения за рулем.
Каковы дальнейшие действия? Да все просто. Естественно человек, купивший права не знает всех процедур, связанных с обращением в ГАИ, и, о ЭВРИКА, вот они виновники лжестатистики!
Наш новичок страстно желает покрыть все расходы при помощи страховой компании, а для этого акт осмотра с места ДТП от ГАИ просто необходим, винтики начинают крутиться, и механизм срабатывает, новичок только потом узнает, чем он поплатился в результате, как минимум потерянными временем, ну, или лишением прав.
Но есть и другая, отличная от органов МВД статистика, которую ведут, скажем, службы эвакуации, так вот по этой статистике в ДТП с РАВНЫМ успехом участвуют и праворульные и леворульные автомобили, то есть - 50/50.
Нынешней зимой, к примеру, по неофициальной статистике с дорог вылетали или переворачивались в большинстве случаев европейские машины, новые, мощные, скоростные, одним словом, навороченные и с левым рулем.
На самом деле продажа водительских удостоверений и привела к такой плачевной официальной статистике по праворульным авто.
И почему бы для начала не наказать тех же ГАИшников, которые сами являются основоположниками лжестатистики по праворульным машинам?
И почему бы, для начала, не остановить продажу водительских удостоверений? Почему люди в погонах не боятся продавать права? Очевидно, потому что наказание в данной ситуации несопоставимо мало по отношению к получаемой прибыли.
Так и выходит, что главным источником повышенной опасности на дороге являются не праворульные авто, а нечистоплотные сотрудники органов МВД.
Как представителям среднего класса бороться с ними? Какими средствами государство может защитить от таких людей?
Возможно, разработав такую систему наказаний, чтобы в торговле водительскими удостоверениями боялись пронимать участие как продавцы, так и покупатели.
Поскольку пока есть спрос, будет и предложение!!!
Продавцов просто необходимо выгонять с работы без права восстановления в должности, и сажать в тюрьму с конфискацией имущества.
А покупателей пожизненно лишать возможности получить водительское удостоверение в Казахстане, ведь, по сути, и те и другие являются причиной повышенной опасности на дорогах.
Тогда и аварий будет меньше и порядка больше.

Фото с сайта http://www.avjp.ru

Автор: Олег Ларов