Почем образование для народа?

На совещании по вопросам определения экономической и бюджетной политики региона на предстоящий среднесрочный период она перед подчиненными поставила задачу о модификации региональной системы профессионально-технического образования.

Как отметила глава региона, на сегодня система государственного планирования, которая должна обеспечивать организации профессионального образования информацией о потребности экономики в кадрах на перспективу, не срабатывает.

– Не изучается рынок труда, не учитываются тенденции в экономике, – сказала Абдыкаликова. – К тому же ни у вузов, ни у ссузов нет заинтересованности в трудоустройстве выпускников.

И, если сказать просто, руководители многих колледжей просто разбалованы деньгами из госказны. В Кызылординской области сейчас 30 колледжей, из них 16 – государственные. По 97 специальностям в них обучается более 20 тысяч студентов, из которых более 9 тысяч – по государственному заказу. Госзаказ вот уже много лет выделяют колледжам ежегодно. В нынешнем году на обучение в организациях среднего профессионального образования молодежи региона тоже выделено 3128 грантов. И еще в рамках государственной программы “Еңбек” предусмотрено 1515 грантов. Они предназначены для подготовки кадров среднего профессионально-технического образования по медицинским, педагогическим, техническим, строительным, сельскохозяйственным специальностям, а также для горной промышленности и сферы оказания услуг населению. Причем госзаказы размещаются в ссузах независимо от форм собственности, так что и частнику достаточно соответствовать списку критериев и правильно оформить документы для конкурса, чтобы получить деньги из бюджета.

Такой настрой руководителей колледжей Абдыкаликова, кстати, назвала иждивенческим, отметив, что “у них нет стремления совершенствовать работу и модернизировать обучающий процесс”. Открывать обучение по новым специальностям, приглашать лучших педагогов, закупать технические средства обучения.

– Десять новых специальностей в колледжах в последний раз были внедрены около 4 лет назад, – поделилась цифрами Абдыкаликова. – Этого мало. Сегодня необходима “ревизия” специальностей. Нужно исключить уже не востребованные на рынке труда и те, по которым у нас переизбыток.

Что с этим делать, руководитель региона тоже обмозговала.

Во-первых, требуется актуализировать баланс трудовых ресурсов региона согласно проектам, которые намечено реализовать в экономике региона, сделать выводы о том, какие специалисты в ближайшие годы будут востребованы больше других. И госзаказ ориентировать на подготовку именно этих кадров.

Во-вторых, студентам колледжей давать больше практических навыков, чтобы они, получив дипломы, были реально готовы идти на фабрики, заводы, предприятия, в аграрный сектор и работать. Обратить внимание на необходимость развития инклюзивного образования в ссузах.

Как вариант, кстати, Абдыкаликова предложила коллегам рассмотреть и вероятность передачи одного или нескольких государственных колледжей в доверительное управление. А если эта практика хорошо себя зарекомендует, использовать ее и в дальнейшем.

Анекдот в тему:

Прапорщик спрашивает:

– Есть среди вас кто-нибудь с музыкальным образованием?

– Есть, я!

– И я!

– Отнесите в клуб пианино!

– А для чего тут музыкальное образование?

– Чтобы не поперли что-нибудь другое!

КЫЗЫЛОРДА