Почем диплом?

Каждый новый учебный год студенты ждут с тревогой – насколько повысится стоимость обучения? Вот и в этом году некоторые вузы подняли цены, и не на уровень инфляции, как обычно, а много выше. Сравнявшись в этом отношении (но не в отношении качества знаний!) с некоторыми зарубежными вузами. В итоге казахстанские дипломы стали не по карману даже детям из обеспеченных семей.

Но отстаивать свои права непросто. Главная защита вуза – договор. А в нем черным по белому написано: вуз может поднимать стоимость обучения. Как правило, только что поступившие студенты подписывают договор не глядя. Выхода­то все равно нет: не хочешь – не подписывай, но тогда и учиться не будешь.

Но самое главное – действует договор во многих вузах всего один год. А на следующий заключается новый, с еще более жесткими условиями. И опять же – у студента есть право его не подписывать, но тогда он не останется студентом.

– Сейчас мы пытаемся поднять вопрос о закономерности подобной практики, – говорит руководитель общественного фонда “Ар.Рух.Хак” Бахытжан Торегожина. – Дело в том, что Министерство образования спускает вузам типовой договор, а администрация вузов уже на месте дополняет его своими пунктами – например, о том, что администрация вуза может менять стоимость обучения. У студента при этом нет никаких прав.

Уважающие себя вузы не корректируют цену ежегодно, заключают со студентами договор на весь срок обучения по одной фиксированной цене. Но во многих учебных заведениях обучение из разряда социально значимых услуг, чрезвычайно важных для будущего страны, стало обычным доходным бизнесом.

В мировой практике существуют и другие способы получения основной прибыли – вузы, например, ведут научно­исследовательские работы по заказам государства или различных компаний. При этом хорошо всем: компании получают необходимые им разработки, студенты – дополнительный заработок и бесценный опыт, учебное заведение – прибыль. У нас же о подобном никто и не заикается.

Но, исправно собирая деньги, администрация некоторых вузов даже не удосуживается сообщить студентам о том, на что расходуются эти немалые средства.

Добиваться этой информации приходится через суд!

ЗА ЧТО ПЛАТИМ?

Так получилось, что большинство вузов в нашей стране – частные. Потому на вопрос о предоставлении сведений по расходам звучит ответ: это коммерческая тайна!

Общественный фонд “Ар.Рух.Хак” обратился в алматинские высшие учебные заведения с просьбой предоставить такие сведения. Некоторые вузы показали свою калькуляцию только после того, как получили повестку в суд.

Как оказалось, подобная скрытность была неслучайной. Полученные сведения по расходам дают повод для размышления.

– В калькуляции были заложены расходы на услуги, которыми студенты не пользовались или оплачивали их сами, отдельно, – поясняет Бахытжан Торегожина. – Например, огромные суммы из студенческих денег уходят на пополнение библиотечного фонда.

Но, приехав в один из алматинских вузов, мы увидели такую картину – около копировального аппарата огромная очередь. Студенты всей группой делают ксерокопии книги. Пять тенге страница, в результате каждый выкладывает по пятьсот тенге. Книга, как выяснилось, всего одна. В среднем за семестр студенты вынуждены за свой счет “повышать тиражи” десятка наименований “редких” книг из библиотеки.

В калькуляции, которую предоставила администрация КазНУ им. Аль­Фараби, нас особенно заинтересовала статья расходов на приобретение продуктов питания. В прошлом году на продукты потрачено 16 миллионов 125 тысяч 500 тенге. При этом ни один из учащихся, с которым мы разговаривали, не припомнил, чтобы его хоть раз бесплатно угостили бутербродом в столовой. Студенты оплачивают свои обеды сами. Так кто же питается за их счет?

Но самый внушительный и загадочный пункт калькуляции называется “приобретение прочих товаров”. За него студенты выложили 217 миллионов 713 тысяч тенге! Можно было бы предположить, что на эти деньги вуз обновляет оборудование. Но читаем калькуляцию дальше и видим, что на приобретение основного оборудования отдельно было затрачено еще 160 миллионов тенге.

На оплату услуг связи израсходовано 11 миллионов 460 тысяч тенге. А на командировочные расходы и практику – 26 миллионов 941 тысяча тенге. Кого­то даже умудрились отправить за границу, истратив на это 53 миллиона 189 тысяч тенге. Но кто этот счастливчик, студенты не знают.

В результате общими усилиями студенты выплатили вузу за свою учебу в прошлом году 4 миллиарда 54 миллиона 774 тысячи тенге, средняя стоимость обучения в данном вузе составила 306 тысяч тенге.

Стоит, наверное, отметить, что КазНУ – государственное высшее учебное заведение. В частных вузах стоимость обучения намного выше, и калькуляция там составляется по другому принципу. Для примера: в КБТУ стоимость обучения составляет 787 500 тенге. По данным, которые предоставил этот вуз, больше половины полученных денег уходит на зарплату преподавателям.

ОБРАЗОВАНИЕ – ТОЛЬКО ДЛЯ ГОРОДСКИХ И БОГАТЫХ

По словам Бахытжан Торегожиной, есть опасения, что к зимней сессии в вузах, где произошло резкое повышение цен, появятся толпы студентов, которые не смогут продолжить обучение – оно им будет не по карману.

Как полагает социолог Айнура Мальцева, сегодня стоимость обучения не соответствует уровню жизни казахстанцев:

– Сегодня среднестатистическая заработная плата составляет 63 тысячи 250 тенге. Даже учитывая, что в семье работают двое родителей, откладывать деньги на образование практически невозможно. Еще более тяжелая ситуация в сельских семьях, там заработная плата едва превышает прожиточный минимум, который составляет по республике 12 025 тенге. Вопрос о резком повышении стоимости образования переходит в разряд социально острых, оно становится практически недоступно некоторым слоям населения.

Мы послали официальный запрос в Министерство образования РК. Поинтересовались, как контролируются цены на обучение в вузах? И нам ответили, что цены регулирует конкуренция на образовательном рынке. Есть спрос на дипломы – будет и предложение.

Вопрос о том, насколько реально ввести в Казахстане бесплатное образование, чиновники предпочли вообще проигнорировать.

Учиться или трудиться?

По данным социологов, каждый второй студент сегодня пытается совмещать учебу с работой. Кто­то во время лекций подает салаты в кафешках, кто­то ночами подрабатывает на автомойках. С одной стороны, это хорошо – молодые люди учатся ценить деньги. С другой – учиться как следует им некогда, да и сил не остается. И в итоге приходится работать больше – не только на оплату обучения, но и на “разводку”, своего рода дань за отсутствие качественных знаний. Такой вот получается замкнутый круг.

– Университеты сегодня представляют собой конвейер по производству низкокачественных специалистов. Это приводит к появлению целого “потерянного поколения” – с фактически купленным дипломом о высшем образовании, но без реальных знаний, – считает политолог Досым Сатпаев.

По словам студентов, “развести” экзамен сегодня во многих вузах можно за 100 долларов, вся сессия обходится примерно в 500 долларов. Хорошие оценки тоже резко подорожали. Как бы это ни звучало парадоксально, но студенты уверяют, что причиной стала… борьба с коррупцией. За взятку можно легко потерять место, и преподаватели не хотят рисковать за копейки. Рискует и сам студент – за дачу взятки его автоматически исключают из вуза. Но даже несмотря на эти жесткие меры, торговля оценками продолжается. А желающих дать взятку становится все больше – это проще, чем зубрить учебники.

Мнение

Проблемы, накопившиеся в системе высшего образования Казахстана, сможет решить введение бесплатного обучения в вузах, считает руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков:

– С финансовыми ресурсами Казахстана мы обязаны сделать образование бесплатным, а значит, доступным. У нас чрезвычайно низкий демографический потенциал, все население Казахстана может поместиться в одном европейском мегаполисе. И только около 3 миллионов потенциальных студентов. Неужели государство не в состоянии их обучить? Одно из условий развития любой цивилизации – беспрепятственная передача знаний. У нас высшее образование стало предметом рыночных отношений. Знания приходится покупать, но деньги есть далеко не у всех.

Если нам не удастся решить вопрос о бесплатном образовании с Министерством образования, то мы сами намерены открыть в Казахстане первый бесплатный народный университет. И будем искать на это деньги за границей…

Александра МЫСКИНА