"Поборы есть везде, а неуставняк никто не отменял": жестокая правда о казахстанских военных и МВД-академиях

На прошлой неделе Казахстан ужаснула новость о курсанте академии МВД города Алматы - 19-летнем Саламате Утегенове. 13 декабря в одном из подсобных помещений столовой нашли его повешенное тело. Когда его снимали, он еще подавал признаки жизни. Однако приехавшая скорая не смогла спасти жизнь третьекурсника.

Бекзат Имангалиева, мать погибшего, уверена, что это было, как минимум, доведение до самоубийства, но не исключает того, что ее сына, возможно, убили.

По ее словам, с тех пор как Саламат поступил в академию МВД, начались непрекращающие сборы денег: на сдачу сессии, на покупку стиральной машины, утюга, бытовой техники, камуфляжную одежду, обувь, обмундирование. И это несмотря на то, что академия находится на гособеспечении у государства. Также родители узнали, что Саламат брал кредит по системе быстрого займа. Парень так и заявлял своей матери, что в этой казарменной системе так принято, когда нам постоянно приходится за что-то платить.

Бекзат также рассказала, что после встречи с начальником курса и разговора об уходе из образовательного учреждения ее сын принял решение все-таки продолжить обучение. Согласно ее словам, для того чтобы прекратить обучение, курсант должен был возместить 2,5 миллиона тенге (по 100 тысяч за каждый месяц обучения).

13 декабря, в последний день своей жизни, Саламат в 11 утра написал старшему брату с просьбой перевести ему 300 тысяч тенге до 5 часов вечера. Так как в поселке, в котором живет семья парня, Интернет нестабильный, то сообщения его старший брат увидел только вечером. Последнее письмо от Саламата пришло по WhatsApp его брату в 16.31. Он написал "Я пошел".

В тот же день курсанта найдут повешенным на ремне.

Фото Саламата Утегенова, сделанное во время службы. © uralskweek.kz

Эта трагедия вызвала широкий резонанс у общественности. После публикации статьи о Саламате Утегенове, матери погибшего парня написали еще два родителя курсантов из академий МВД. Они не сказали, в какой из академий обучаются их дети, но один из написавших рассказал, что "его сын покинул академию МВД из-за оказываемого давления". Второй сообщил, что в академии, где учится его ребенок, также были факты сбора средств с курсантов.

Дабы подчеркнуть остроту этой темы в несколько другом ключе, корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил поговорить с несколькими выпускниками казахстанских военных академий разных лет, которые рассказали, с какими ситуациями им приходилось сталкиваться во время учебы, поведали о денежных поборах, неуставных отношениях и в целом о том, насколько вопиющи подобные случаи и почему они происходят.

 

Бекжан М., Военный институт Сухопутных войск Алматы, 2006-2010 гг.:

- Обучение по военной специальности тогда было бесплатным, а после окончания тебя обеспечивали работой - поэтому я выбрал эту сферу деятельности. Тогда практически все поступали на военную специальность по этой же причине. После окончания института я несколько лет отработал военным офицером на западе, но в итоге решил сменить сферу деятельности по личным причинам и оставил службу.

В годы моего обучения все было намного жестче, чем сейчас. Но я считаю, что каждому мужчине полезно и даже нужно пройти через это - казарму, армейский уклад и прочее.

Неуставные отношения были, особенно на первых курсах. На четвертом курсе все как-то утихло, тогда уже появилась военная полиция. Но в целом все было не так жестко, как, например, в советское время или в 90-е годы. Но, все равно, даже по сравнению с моими годами нынешняя армия - детский сад. Поколение слабое. И физически, и морально.

Это было хорошее время, многое переосознаешь, приучаешься к дисциплине во всем. Денежных поборов не было, все собиралось на добровольной основе - например, кто хочет на увольнение - закупается какими-то необходимыми вещами для роты.

Устав написан кровью. Сколько смертей было. Устав - это правила: что можно, чего нельзя. Служба есть служба. А слабый человек, конечно, склонен к суициду. Когда я уже стал офицером, мы часто проводили беседы с молодыми солдатами. Нужно выявлять - кто слабохарактерный, кто может не выдержать нагрузку, кто склонен к побегу или суициду. Если у человека слабый характер, ему не стоит идти в армию. Некоторым очень тяжело перестроится с гражданки, где у них все было, на армейские суровые условия.

Есть военные, которые окончили училища - они знают, что такое офицерское братство. А есть те, кто закончили военную кафедру - у них нет этого фундамента. Они приходят в часть, служат, через какое-то время становятся начальниками и слишком многое себе позволяют. Отсюда и начинаются ссоры, конфликты. Человеческий фактор играет важную роль. Военным должен быть тот, кто обучился в инстиуте, кто прожил в казарме, кто познал весь этот уклад на себе. 

Да, когда разные трудности касаются тебя напрямую, ты задаешься вопросом "за что?", хочется опустить руки, но лишь потом, спустя несколько лет, когда у тебя другая жизнь, семья, дети, ты осознаешь, что все происходило с тобой не зря, не просто так.

 

Райымбек К., Военный институт Сухопутных войск Алматы, 2011-2015 гг.:

- Сейчас я командир роты в десантно-штурмовых войсках, а выбрал военную стезю из-за моего дяди. Когда я впервые увидел его генеральскую форму, то поставил для себя цель: "У меня будет такая же".

Четыре года обучения в стенах военного института меня многому научили. Не сказать, что было очень легко или неимоверно тяжело, но этот жизненный опыт сделал из меня того, кем я сейчас являюсь.

Воспоминаний о том времени много. Было все - от улыбок и знакомств до операций по наложению швов на разбитую губу. В мужском коллективе бывает всякое, главное - не переборщить.

Денежные поборы есть везде. От детского сада до высших государственных учреждений. Неуставняк никто не отменял, а количество конфликтов столько же, сколько и мнений. Решение зависит от сложившейся ситуации, насколько она сложна. Можно разойтись мирно, можно отчислить, уволить, посадить.

Обучение в Академии МВД значительно отличается от моего, но я слышал о происшедшей трагедии. На мой взгляд, суицид - это не выход. Но и командование академии виновато. В нашей стране все неправильно - начиная от людей наверху, которые вместо того, чтобы поднимать государство, думают лишь о собственной выгоде.

Причина самоубийства, которая якобы связана с азартными играми, - это выдумка, я в этом уверен. Семья ребенка ничего не сможет, а дело так и закроют. Возможно, будут сняты и уволены должностные лица, но в целом в академии ничего не изменится. Такая у нас страна. Будут говорить об этом инциденте некоторое время, а потом забудут. И это повторится через некоторое время, когда у очередного парня со слабой психикой сорвет крышу.

 

Алишер М., Костанайская академия МВД РК, 2011-2015 гг.:

- По окончании академии было распределение, и меня отправили в Алматинскую область. Там меня назначили на должность инспектора службы пробации Карасайского района, в дальнейшем по своей инициативе я перевелся в ВКО, где сейчас и работаю в колонии строгого режима.

На самом деле, когда я выбирал Костанайскую академию, я не до конца понимал, в какой сфере буду работать в будущем. Да я знал, что буду сотрудником госслужбы, но не предполагал, что буду работать в тюрьмах.

Учеба в академии проходила в условиях казарменного положения. В отношениях с другими курсантами поначалу были определенные сложности, в основном это было связано с тем, что учащиеся были из всех регионов страны, а помимо граждан РК учились еще 10 человек из Таджикистана, направленных к нам для обучения. 120 курсантов жили на одном этаже в комнатах по 6-10 человек. 

У каждого свой характер, свои привычки, и, конечно же, не обходилось без стычек, но по итогу все решалось мирным путем. Что касается преподавательского состава, то хотелось бы отметить, что там работает достаточно много хороших специалистов, которым я очень благодарен за полученные знания и за то, что они всегда шли навстречу курсантам. Лично для меня обучение в академии является бесценным опытом, где помимо знаний я приобрел немало важных и полезных навыков.

Что касается денежных поборов, нам платили стипендию независимо от того, отличник ты или нет. Если мы и собирали деньги, то они тратились для благоустройства наших комнат или на покупку вещей. которыми мы сами и пользовались (телевизор, стиральная машинка и прочее).

Неуставные взаимоотношения тоже присутствовали, но не такие, какие все себе представляют. Даже не знаю, как объяснить. В основном заставляли делать какую-то работу за них (за старшекурсников. - Прим. ред.). Да, иногда били, но, так скажем, по делу. До крайностей не доходило, никто не унижал других. По сути, неуставняк нужен, чтобы младшие уважали старших, и зачастую уважения добиваются силой, в какой-то степени это даже закаляет характер, я считаю.

Да, я слышал, что произошло в Алматинской академии. Это большая трагедия. Причины могут разными, но я, если честно, не верю, что он покончил с собой из-за истории с деньгами. Не сомневаюсь, данный фактор присутствует, но, думаю, причина была скорее во взаимоотношениях с другими курсантами. По мне, так это очень большая проблема. Находясь в казарме, вдали от дома, не имея возможности видеться с друзьями и родными, приходится решать свои проблемы самому, и рядом не всегда найдется человек, готовый поддержать и прийти на помощь. По моему мнению, с курсантами должны активнее работать психологи, элементарно проводить индивидуальные беседы с каждым. Как бы то ни было, я считаю, что его поступок не имеет оправдания, потому что альтернативный выход можно найти из любой ситуации.

Стоит отметить, что в министерстве внутренних дел РК отреагировали на информацию о смерти курсанта в Алматинской академии МВД. Там заявили, что департамент полиции Алматы проводит досудебное расследование по статье "Доведение до самоубийства". Там проверят все доводы, изложенные родственниками погибшего.

"В учебное заведение была направлена специальная группа из числа руководства и ответственных сотрудников департаментов кадровой политики и собственной безопасности МВД РК. По результатам проверки состоялась дисциплинарная комиссия. Приказом министра внутренних дел от занимаемой должности за отсутствие должного контроля за организацией работы во вверенном подразделении освобожден начальник академии Омербай Смаилов. Также представлен к освобождению его заместитель, курирующий воспитательно-идеологическую и кадровую работу", – говорится в сообщении МВД.

Помимо этого, к строгой дисциплинарной ответственности привлечены еще 16 сотрудников академии, пятеро из них освобождены от должностей.

"Назначена комплексная проверка, в том числе учебного процесса, бытовых условий, морально-психологического климата, финансово-хозяйственной деятельности академии. В учебное заведение направлены сотрудники департаментов внутреннего аудита, кадровой политики и собственной безопасности министерства", – сообщают в пресс-службе.