Поборам на дорогах объявлена война?

Жалуются на поборы на дорогах перевозчики, стонут предприниматели, транспортные расходы ложатся на цены, однако правило “не подмажешь – не поедешь” по-прежнему в действии. Как остановить этот агрегат дорожного “доения”? И возможно ли это?

После недавней публикации о чиновниках с большой дороги, где шла речь о “подверженности коррупции практически всех сфер деятельности Минтранскома”, и ряда материалов по “Хоргосу” нам начали звонить водители большегрузных машин, перевозящих овощи и фрукты. Один из них откровенно веселился: “Прочитал про “Хоргос” – и, как в “Мимино”, “так хохотался”… Можно подумать, только сейчас о взятках узнали… Взяли бы и недалеко, на въезде в Астану, возле поста транспортного контроля постояли. Вот я сейчас здесь в очереди уже 5 тысяч приготовил. Дам – никто на груз и не глянет, хоть бомбу провози. Не дам – обязательно перегруз найдут. И на каждом посту – разный. Однажды ради шутки сказал, что с фруктами еду, и  пустой (!) на весы заехал. Сказали – перегруз! Но шутить больше не хочется. Внесут в свои “черные списки” – совсем труба, вконец разоришься. По дороге от Шымкента до Астаны уже отдал 45 тысяч, сейчас вот 50 будет… Да каждый водитель, даже из Ирана, Германии, знает, где и сколько давать нужно. С нас-то еще по-божески берут, а киргизов, узбеков вообще “раздевают” – меньше чем за 20–25 тысяч они через пост не проезжают. Реже всего берут в Костанае, а вот в Петропавловске “беспределят” без оглядки…”.

Публикуя эти откровения, предвидим, что чиновники потребуют подтвердить эти слова, но они лишь отражают общую тенденцию на дорогах страны. Водители возмущаются в разговорах с журналистами, но анонимно. Хоть и достали их поборы, но открыто говорить боятся. Понимают, чем это для них чревато…

Собирая данные о поборах на дорогах, мы обратились в Ассоциацию торговых предприятий Казахстана. Проблема настолько достала перевозчиков, что обратилась ассоциация с письмом к министру Минтранскома. Оттуда бумага была передана на исполнение Комитету таможенного контроля, и его руководство пригласило главу ассоциации Жибек АЖИБАЕВУ “за стол переговоров”.

Закаленная торгово-базарными войнами, Жибек Турехановна без лишних эмоций четко обозначила болевые точки перевозчиков.

Первое. Почему владельцы и арендаторы за выдачу разрешения на въезд на приграничную территорию КНР платят от 500 до 800 долларов США за каждую автомашину? И привела свежий пример: “Сегодня утром специально позвонила – такое разрешение нашему члену ассоциации в вашем территориальном подразделении Восточно-Казахстанской области продали за 850 долларов. На каком основании? На Бахты за одну транспортную единицу такое разрешение сегодня купили за 126 тысяч тенге”.

Просьба перевозчиков плодоовощной продукции из Китая к Комитету транспортного контроля – четко определить стоимость этой государственной услуги.

Второе. При огромном количестве передвижных постов транспортного контроля ни одно взвешивание не совпадает с последующим! Еще – поборы на каждом посту. “Сама проехала из Алматы в Бахты – и убедилась. Полтора часа в Аягозе мурыжили, деньги вымогали: и “в компьютер внесем”, и КНБ вызвать грозились, и на таможню позвонить, чтобы проверили “с пристрастием”. Даже когда представилась, не сдались: “Ну хотя бы 200 долларов дайте”. Масса жалоб от перевозчиков. В Денисовке, недалеко от Лисаковска, с газовиков, которые трубы возят, по 20 тысяч тенге с машины берут. На трассе Алматы – Атырау, чтобы проехать 9 постов, на взятки уходит 45–50 тысяч. Мы так и написали министру: “Система передвижных пунктов транспортного контроля является узаконенной формой коррупционных действий служб транспортного контроля!”.

Третье. Перевозчиков беспокоит очередной приказ об ограничении нагрузки на ось (то есть уменьшении веса груза) в весенний и летний периоды и запрете движения большегрузного транспорта в дневное время при температуре выше 25 градусов. “Почему мы должны воздух во­зить? – возмущаются предприниматели. – Вместо 18–19 тонн везти 13–14? Весной – половодье, летом асфальт плавится, у дорог “потеря несущей способности”… Во-первых, где вы у нас нормальные дороги видели, например, на участке Бахты – Павлодар? Во-вторых, может, их так нужно строить, чтобы они “не плыли”? В-третьих, как нам стоять в дневное время, если везем скоропорт?”.

Заместитель председателя Комитета транспортного контроля Асет АСАВБАЕВ выслушал все претензии в адрес подведомственных служб и заверил, что непременно будут предприняты меры по вопросам, которые беспокоят перевозчиков. Более того, ряд решений и договоренностей был принят сразу, не отходя от “стола переговоров”. Вот только какие?

Стоимость выдачи разрешения на въезд автотранспортного средства на приграничную территорию КНР составляет 2 МРП, то есть сегодня это 3024 тенге. Никак не 850 долларов!

А в ближайшее время будет рассмотрена процедура выдачи бланков разрешения для участников внешнеэкономической деятельности на таможенных постах либо через электронные носители – во избежание создания искусственного дефицита.

Количество постов транспортного контроля вместе с передвижными уменьшается. Из 60 изначально определенных в настоящее время действует 34, причем половину из них уберут, и останутся всего 17, а возможно, и меньше.

Надо полагать, вполовину сократятся и “транспортные расходы”.

Что касается ограничения движения в весенний период, оно совсем не касается “автотранспортных средств перевозчиков, осуществляющих международные перевозки грузов, пассажиров, перевозящих скоропортящиеся грузы”. А в летний – тех, кто осуществляет перевозку скоропортящихся товаров, перевозку пассажиров и багажа.

И еще: в связи с реконструкцией и ремонтными работами в пункте пропуска “Бахты” Восточно-Казахстанской области все его функции будут переданы в пункт таможенного пропуска “Майкапчагай”.

Руководство Комитета транспортного контроля сообщило: отныне, “если транспортное средство проходит государственный контроль в пункте пропуска, то в талоне должна быть отметка таможенного органа и выдача на руки международного сертификата взвешивания. Наличие которого освобождает собственников транспорта от последующего взвешивания службами транспортного контроля по пути следования”. То есть ни стационарные посты, ни передвижные пункты уже не вправе предъявлять вам претензии по весу груза.

Если же и при наличии сертификата взвешивания сотрудники постов и пунктов транспортного контроля не смогут задушить в себе неприязнь к бесплатно движущимся “мимо кармана” грузам и будут создавать условия для взятки, звоните – круглосуточно! – на телефон доверия комитета по номеру +7 701 575 99 44. Все факты нарушений, с которыми вы столкнулись, будут зарегистрированы даже при условии анонимности.

Астана