Побегут ли россияне миллионами в Казахстан после объявления мобилизации – эксперты

Стоит ли на этом фоне ждать усиления миграционного потока россиян в Казахстан, и какие показатели могут быть достигнуты? Как еще мобилизация в России может повлиять на внутренние процессы Казахстана и его позиции в геополитических масштабах, и чревато ли это серьезными последствиями? Какой прогноз можно сделать касательно развития казахстанско-российских отношений с учетом выстраивания новых реалий?

Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение отечественных экспертов по этим вопросам. 

 

Ануар Бахитханов, эксперт-международник, экономист:

«Цой пел про войну – «дело молодых, лекарство против морщин», но, как показывает реальность, война намного суровее и куда менее романтична. Думаю, Кремль расценивает частичную мобилизацию как логичный шаг, ведь обстоятельства вышли далеко за рамки так называемой «специальной военной операции»: ВСУ довольно успешно отбивает атаки российских сил, а также активно проводит контрнаступление на территориях, недавно бывших под контролем войск РФ.

Не уходя в дебри военного дела, данная ситуация по своей сути неоднозначна для Казахстана. С одной стороны – экспорт страны вырос на порядок, туризм набирает колоссальные обороты, но с другой – мы видим политическое напряжение и поиски компромисса со стороны Акорды. Все это выглядит достаточно туманным. Предположу, что частичная мобилизация может сказаться следующим образом: приток российских граждан, усиление контроля на границе с Россией, девальвация рубля, а за ним и, возможно, тенге.

Как мобилизация в России ударит по экономике Казахстана

Выступление президента России вызвало панику среди населения и ослабило экономические показатели страны. Эмиграция граждан России может достигнуть цифры в миллионы людей. В свою очередь, это может поспособствовать гуманитарной катастрофе, если не будут предприняты какие-либо меры по стабилизации ситуации на фронте.

Что касается отношений между Казахстаном и Россией – тектонические плиты сдвинуты, есть немало вариантов развития наших отношений. Но все же будем надеяться и рассчитывать на самые позитивные варианты будущих событий».

 

Замир Каражанов, политолог:

«Решение продиктовано ситуацией в Украине и прямого отношения к Казахстану не имеет. Но, скорее всего, влияние будет ощущаться. Прежде всего, это касается сферы экономики и торговли. Любое действие сталкивается с противодействием. На решение о частичной мобилизации западные страны отреагируют новым пакетом санкций, которые усилят давление на экономику России. Собственно, по этой причине вслед за объявлением о частичной мобилизации «упал» фондовый рынок РФ, т.к. риски для инвесторов, работающих в России и с Россией, усилились. Но, скорее всего, деловые круги учитывали и возможные решения, которые финансовый регулятор страны примет на случай оттока капитала. Прецедент уже имеется. Возможные риски могут быть связаны с транспортом и логистикой, в том числе по транзиту казахстанской нефти. Также можно ждать рисков, связанных со вторичными санкциями. В этом случае станет сложно вести дела с предприятиями РФ.

Естественно, все это может сказаться на товарообороте между странами. Что касается инвестиций, то санкции привели к релокации российских компаний, прежде всего в Казахстан и Узбекистан. Поэтому можно ожидать, что вслед за первой волной притока бизнеса РФ в регион последует вторая. Решение о частичной мобилизации обещает сказаться на миграции из Казахстана. В последние годы она росла, теперь обещает сократится. Но многое будет зависеть от развития ситуации в России и на востоке Украины.

Путин объявил мобилизацию в России: почему это произошло, и кто побеждает в войне

Скорее всего в ближайшие месяцы стоит ждать приток россиян в Казахстан. Тем более, что этот процесс наблюдается с момента начала военных действий на востоке Украины. Россию в основном покидали две категории граждан. Первая уезжала из страны по политическим мотивам, была не согласна с решением властей. Вторую группу «собрать чемоданы» заставили западные санкции в отношении России. Предприниматели и инвесторы искали «тихую гавань» в Казахстане, где можно было бы развивать в спокойной обстановке свой бизнес. Теперь стоит ждать третью волну, приток россиян, которые покидают страну с тем, чтобы не оказаться на востоке Украины. Насколько будет массовой миграция в Казахстан, после объявления частичной мобилизации в России, покажет время. Но вряд ли стоит ожидать столпотворения на границе. По крайней мере не в ближайшие месяцы. Социологические опросы, которые проводились в России в последнее время (а это не только ВЦИОМ, но и «Левада центр», - ред.), показывают рост сторонников спецоперации в Украине. Кроме того, в первом полугодии «Роскомнадзор» зафиксировал рекордное количество доносов среди граждан. Большая их часть доводила до правоохранительных органов сведения о дискредитации вооруженных сил РФ. Можно условно говорить о том, что на уровне российского общества сложился консенсус относительно военной операции в Украине. Поэтому призыв в армию граждане будут рассматривать как свою судьбу. А от нее, как известно, не убежишь.

Может ли РФ попросить РК не запускать на свою территорию подлежащих мобилизации россиян, а в случае выявления «уклонистов» – выдворять их обратно? Между нашими странами действует соглашение о сотрудничестве в правоохранительной сфере, который позволяет депортировать на родину граждан соседнего государства, уличенных в преступлении. Как раз внесенные поправки в законодательство РФ рассматривают уклонение от воинской обязанности как серьезное преступление. Но, скорее всего, до депортации дело не дойдет. Можно ожидать, что российские власти ужесточат контроль на границе с тем, чтобы лица, подпадающие под призыв, не покинули страну. В то же время незаконное пересечение границы предусматривает наказание в Казахстане. Иными словами, большого смысла скрываться за рубежом у российских призывников нет. Скорее всего, они останутся в России, где будут уклоняться от воинской службы.

После выступления Путина москвичи раскупили все билеты в Астану

Касательно отношений Казахстана и России в обозримом будущем: характер взаимоотношений между государствами не претерпит серьезных изменений. На уровне соглашений и договоров обе страны рассматривают друг друга в качестве партнёров и союзников. По определению они не могут наносить друг другу ущерб или вред. Однако следует признать, что отношения между Казахстаном и Россией ограничивают западные санкции. Казахстан официально не поддерживает их, неофициально - избегает связанные с ними риски. В принципе, это прагматичная позиция, которой придерживается большинство традиционных партнеров России, включая Китай, Турцию, центральноазиатские государства. Пока санкционные риски касаются торговли, транспорта, производственных цепочек. В случае усиления давления западных стран на Россию «зона поражения» может расшириться».

 

Досым Сатпаев, политолог:

«Если суммировать часть рисков (их, возможно, будет больше) для Казахстана после решения России о «частичной» военной мобилизации и инициирования процесса о присоединении ДНР и ЛНР к РФ, то опасность для нас увеличивается по нескольким направлениям:

Во-первых, участие в ЕАЭС и ОДКБ становится уже не просто токсичным, а опасным для нацбезопасности РК.

Во-вторых, референдум в ДНР и ЛНР еще больше ужесточит позицию Запада по отношению к России, которая в ответ усилит угрозу использования своего тактического ядерного оружия в Украине, а также окончательно превратит Каспийский трубопроводный консорциум в инструмент своего геополитического давления на ЕС. Но для казахстанских властей любая долгосрочная остановка работы КТК будет иметь серьезные внутриполитические последствия, так как социалку надо заливать деньгами.

В третьих, бегство части россиян в Казахстан по причине нежелания становиться «пушечным мясом» создает дополнительные риски в таких сферах, как:

  • рост цен на арендное жилье, что ударит по многим казахстанцам, живущим в крупных городах, в том числе по нашим студентам;
  • давление на местный рынок труда, тем более что не так давно появилась информация о том, что, по данным KPMG, доля безработных в Казахстане может возрасти до почти двух миллионов человек. С учётом трудовой миграции из России эта цифра среди граждан Казахстана может ещё больше вырасти;
  • риск увеличения «пятой колонны» в Казахстане, которую в перспективе можно использовать как дополнительный инструмент давления на руководство страны. Ведь к нам будут приезжать даже уже не айтишники, многие из которых покинули Россию еще в начале войны, а многие из тех, кто готов и дальше поддерживать Путина, но на диване и за компьютером, а не в окопах.

Определенное исключение при оценки этих рисков Казахстан должен сделать для оказания помощи тем казахам, кто хочет и готов переехать из России на свою историческую родину. 

Как показывает история, тот, кто затевал войну и ее проигрывал, либо становился жертвой внутридворцового переворота, либо жертвой бунта. Кстати, последний русский царь Николай II также влез сначала в провальную русско-японскую войну (которая разрушила миф о военной мощи российской империи), а затем в первую мировую войну под ура-патриотические лозунги, но потом провалы и последствия этой войны его же и убрали с трона».