По следам утраченной памяти

“Дома специалистов” на улице К. Байсеитовой в Алматы считались архитектурной достопримечательностью. Одиннадцать двухэтажных корпусов выстроили в 30-х годах для семей известных врачей, научных и партийных работников, писателей, композиторов, артистов.

Их отличало особое диагональное расположение относительно сторон света, задуманное архитектором Вильгельмзоном для лучшей продуваемости и освещенности квартир – потому и прозвали их “косые дома”.

Говорят, здесь переводила классиков казахской литературы Анна Никольская. На веранде своего дома после сложных операций отдыхал хирург Александр Сызганов. Сюда после блистательных концертов в Оперном театре возвращалась Куляш Байсеитова. Что ни квартира – то легенда! Здесь жили поэты и писатели: Беимбет Майлин, Ильяс Джансугуров, Абдильда Тажибаев, Габит Мусрепов. Многих отсюда увозили черные “воронки” на допросы в НКВД…

Позже, с 1957 по 1982 год, на “домах специалистов” были установлены мемориальные доски в память об именитых жильцах, которые здесь творили: о “соловье казахской степи” Куляш Байсеитовой, академике Ахмете Жубанове, композиторе Евгении Брусиловском.

Последняя из памятных досок на корпусе №7 была установлена уже в наше время, 3 июля 1998 года, по решению акима Алматы. Именно в этом доме в 40-е годы ХХ столетия казахстанский композитор Бахытжан Байкадамов приютил и спас от нужды, голода и преследований выдающегося китайского композитора Си Синхая, прожившего в нашей стране два последних года своей жизни.

Открытие мемориальной доски Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Председателем Компартии Китая Цзян Цзэмином символизировало собой казахстано-китайскую дружбу.

Известие о сносе “косых домов” наделало в городе много шума. Пять лет деятели культуры, архитекторы, историки пытались отстоять исторический первый микрорайон Алматы. Тем не менее участок был определен для новой застройки. И в 2006 году инвесторы, выкупившие этот участок, дома все-таки снесли.

– Инвесторы клятвенно обещали сохранить все мемориальные доски. А теперь ни их, ни доски никто не может отыскать. Новые владельцы земельного участка постарались стереть с лица земли не только исторический для Алматы квартал, но даже память о наших выдающихся предках, – возмущена дочь композитора Бахытжана Байкадамова и внучка генерала Панфилова музыковед Балдырган Байкадамова. – Я считаю – это самый настоящий манкуртизм: выбросить на свалку истории память о таких исторических личностях!

Надо сказать, что установка мемориальной доски – это не просто чья-то прихоть. Каждая из них устанавливается по постановлению правительства и отмечает заслуги известных деятелей в истории государства, на это благое дело выделяются государственные деньги.

И хранить память о заслуженных людях – тоже дело государственное. Потому в ходе поисков пропавших мемориальных  досок мы обратились  в управление культуры Алматы. Там сообщили, что занимаются только регистрацией и установкой памятников, а учет мемориальных досок – в ведении отдела ономастики управления по развитию языков. Последний на наш запрос прислал лишь копию решения акима Алматы на установку мемориальной таблички в память о китайском композиторе Си Синхае. И все…

Следов самих мемориальных досок отыскать так и не удалось.

– Снос домов даже не исторической ценности должен производиться по вполне определенным правилам, – говорит член Алматинского Союза архитекторов Сергей Мартемьянов. – Составляется акт с перечнем всего, что подлежит сносу, там указывается все, в том числе и наличие мемориальных досок. Если в акте на снос этого нет, значит, он был составлен неправильно!

Мемориальные доски – это акт государственного отношения к исторической личности. Вот власти Алматы издали указ: назвать улицу на юго-западе Алматы по соседству с улицей Бахытжана Байкадамова именем Си Синхая. На ней установили мемориальную скульптурную группу. И мы думали, что так будет восстановлена память о выдающемся деятеле!

 Но… и этот участок земли может быть отдан инвестору под застройку! А новый хозяин волен распорядиться тем, что на нем находится, по своему усмотрению, даже если ему придет в голову снести и мемориал. У инвестора свои задачи: эффективно распорядиться своими деньгами. А кто защитит государственные интересы, а главное, народную память?

Память о людях, оставивших след в истории страны, – вопрос далеко не праздный. Если заглянуть в историю, к примеру, Европы, то там даже после бесчисленных смен правителей и режимов по сей день сохраняются памятники VIII–IX веков. А если следовать логике наших застройщиков и чиновников, то и на месте Афинского Акрополя или Римского Колизея давно можно было бы возвести, скажем, прекрасные высотки! И прибыль получить хорошую. А какая прибыль от исторических развалин?!

Сейчас лишь потомки выдающихся деятелей казахстанской культуры пытаются отыскать следы утраченной памяти – “отцам города” до этого, похоже, дела нет.

– Даже если организации, ответственные за снос домов, безвозвратно утеряли мемориальные доски, они должны восстановить их, поскольку дело касается не их лично, а истории государства, – считают дети и внуки людей, вершивших историю страны.

Между тем на различных зданиях Алматы установлено около 400 мемориальных досок – и при таком отношении они тоже могут быть утеряны.

Примеры тому есть. Недавно мы писали, как была стерта с лица земли Аллея славы при реконструкции Дворца Республики, на которой сияли звезды Розы Баглановой, Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, Асанали Ашимова. Но городские власти и эту нашу публикацию оставили без ответа…

Когда мы готовили этот материал к публикации, то послали несколько запросов в разные управления акимата Алматы. Ответа не получили. Но буквально в минувший вторник, 19 апреля, аким Алматы Ахметжан Есимов на городском совещании затронул вопрос сноса домов в так называемом “золотом квадрате”. “Может, необходимо пересмотреть подход, нужно сохранить исторический облик города”, – предложил аким.

Ну что ж, у нас теперь есть уверенность, что наши запросы в городском акимате хотя бы читают. Может, и меры наконец начнут принимать?