Удалившись за 150 километров на восток от Кызылорды, мы прибыли к мавзолею Сунак-ата. Эта усыпальница построена в честь ученого и распространителя ислама в тюркских степях Хисамеддина аль-Сыгнаки (Сунак-ата). Вообще из-за обилия древних захоронений эти места давно считаются святыми. И их посещают паломники.
Неподалеку от мавзолея Сунак-ата на городище Сыгнак третий год ведут раскопки археологи Казахско-Турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави под руководством профессора Сайдена Жолдасбаева. А в июне к воссозданию его исторического облика приступили уже и реставраторы.
Сыгнак был крупным торговым и ремесленным центром на Великом Шелковом пути и за свою историю не раз становился столицей сначала огузов, затем кипчаков (XII–XIV вв.), затем ставкой Ак-орды (XIV–XV вв.), позже – столицей Казахского ханства (XVI–XVII вв.). Это самый крайний город в низовьях Сырдарьи, за которым заканчивается полоса орошаемого земледелия и дальше на север простирается песчаная степь. На рынки Сыгнака, говорят, ежедневно сгоняли до 500 верблюдов, они распродавались в течение дня без остатка. Купцы обустроили в городе свои склады, и потому там было изобилие всяких товаров. В Сыгнаке закупали и продавали зерно, ткани, предметы роскоши, существовал монетный двор, велось интенсивное строительство.
Самыми впечатляющими из уцелевших конструкций древнего города, обнаруженных археологами на двухметровой глубине, кажутся грандиозные городские ворота с разводным мостом. Когда-то они подверглись мощному штурму неприятеля. По оставшимся следам можно представить, какую драму пережил город в те давние времена.
– Сыгнак штурмовали и брали не единожды, – рассказывает археолог, специалист по эпохе Золотой орды и письменным источникам Салим ЗАКИРОВ. – В последний раз, по всей вероятности, его разрушили джунгары где-то в XVII веке. Вот смотрите, как повело эту стену, будто ее выкорчевали. Это не от взрыва, огромную планку моста вырвали цепями или чем-то еще, что спровоцировало обрушение его опор. Вот лежит часть портала ворот в том виде, как она была. Рядом упавшая внутренняя винтовая лестница. Сохранилась кладка ее спирали. По этим деталям мы сможем восстановить всю опору целиком. В раскопках других городищ таких разрушений я не встречал. И тем это и интересно: мы можем восстановить картину нападения противника на город.
По версии туркестанских археологов, то, что раскопано, – это главные городские ворота. Судя по кирпичу, они построены не ранее XV века. В это время, в 1446 году, Сыгнак стал столицей хана Абулхаира. По периметру города существовал ров, через него перебрасывали разводной мост, поднимавшийся на цепях, – так же, как и в средневековых рыцарских замках Европы.
– Подъемный механизм сыгнакского моста прекрасно сохранился, – говорит археолог Закиров. – Такая почти идеальная сохранность встречается среди древних городов Южного Казахстана впервые, хотя разводные мосты были везде. Здесь видно уключину, куда крепилась основная ось моста. Видно, как опускался мост, где проходила береговая линия и где начиналась улица. Сейчас мы все это восстанавливаем.
– Стены, примыкавшие к воротам, выложены по стандартной технологии, – продолжает специалист по древностям. – В основании – большие блоки пахсы – битой глины с разными добавками, которые работают как сейсмическая подушка. Выше – сырцовая кирпичная кладка. Еще выше – на 2,5 метра поднималась стена из жженого кирпича. Но, скорее всего, надстройку из жженого кирпича сделали при ремонте, поскольку первоначально весь комплекс стен был сырцовый. Сюда же стройматериалы никто не завозил, а глина – под ногами. Выкапывали яму и в ней замешивали пахсу. Только добавки использовали разные. Для постройки фундамента в голубую глину добавляли щебень для укрепления и кирпичный бой для стабилизации. С XV века она стандартно использовалась для заливки основания разных конструкций. Ее закладывали, поливали, сушили. На жаре глина превращалась практически в бетон.
В монгольское время, в 50-х годах XIII века, Сыгнак прославился тем, что в нем находилась ставка хана Берке. Он – первый монгольский хан, принявший ислам. И с тех пор началась исламизация Золотой орды.
А когда во второй половине ХIV века и в ХV веке Сыгнак стал великим городом, то превратился в столицу восточной части Золотой орды – Кок-орды. Еще ее называют Ак-ордой. Город действительно был местом, куда стекалось все. Потому за него велись непрекращающиеся войны, в том числе между наследниками Джучи и Тимура, пока в конечном итоге его не захватил, как и всю оставшуюся Среднюю Азию, тоже потомок Чингисхана Мухамед Шейбани. Тогда город вошел в состав Бухарского ханства. В XVI–XVII веках наряду с Туркестаном и Саураном Сыгнак стал центром Казахского ханства. А к началу XVIII века постепенно утратил свое былое величие и окончательно опустел. К ХХ веку о нем напоминали лишь многочисленные мазары.
В письменных источниках Сыгнак упоминается еще в Х веке. Но тогда средневековые авторы говорили несколько о другом городе. Древний историк Джавини писал, что Сыгнак, который штурмовал старший сын Чингисхана Джучи, располагался по обоим берегам Сырдарьи. Но тот город археологам еще предстоит найти. Раскопанный же Сыгнак расположен в 20 километрах от реки, на окраине села Сунак-ата, и впервые упоминается Махмудом Кашгарским в XI веке.
И в домонгольское, и в монгольское время нередки были случаи, когда города переносились с места на место вместе с названиями и инфраструктурой, поясняют специалисты.
Сейчас на раскопках Сыгнака, помимо главных ворот, восстанавливается центральная мечеть с парадной площадью, а также улицы, ведущие к ней. Но есть в этом городе тайна, которая не вписывается в определенные устои.
– По шариату, мусульманскому канону, – рассказывает Салим Закиров, – портал, лицевая часть мавзолея, должен быть обращен в сторону Мекки. В точности как и погребенный человек должен быть захоронен так, чтобы его лицо было повернуто на Мекку. Но мы обнаружили один мавзолей, в котором все строго наоборот. И главный погребенный захоронен так, что его лицо отвернуто от Мекки. С чем это связано? Дело в том, что если по каким-то причинам в мусульманской стране умирал христианин или язычник, тем более если это был богатый человек, то его все равно хоронили. Соблюдали большую часть обрядов, но лицо его отворачивали от Мекки. Это показывало, что захоронен не мусульманин. Таких могил и погребальных памятников встречается довольно много, а вот такой мавзолей мне встретился только один. Судя по широким скулам черепа усопшего, захоронен был монгол. Возможно, он был язычником, буддистом или христианином несторианского вероисповедания.
Если прежде средневековое Казахское ханство представляли как нечто, не имеющее определенных границ, то благодаря раскопкам последних лет выяснилось, что в степи была развитая городская культура.
– Городская культура с развитой торговлей, ремеслами в долине реки Сырдарьи существовала всегда, – рассказывает археолог, специалист по эпохе Золотой орды и письменным источникам Салим ЗАКИРОВ. – По крайней мере, около двух тысяч лет, с периода поздней античности и до этнографической современности. Ведь это линия Великого Шелкового пути. За последнее время в Южном Казахстане выявлено как минимум семь таких оазисов. Среди них Отрарский и Туркестанский с десятками городищ. На Сауране мы тоже обнаружили большую округу с городской культурой и оживленной экономической жизнью.
Археологи уже исследовали несколько десятков городов по руслу Сырдарьи. Самые известные – Отрар, Ясы, Сауран, Сыгнак, Узгент, Джент, Баришликент, Янгикент, или Джанкент. Эти главные города имели до 20 мелких поселений. К примеру, Аль-Фараби был родом из небольшого городка Висидж, когда-то входившего в отрарский оазис. Это поселение никогда не было чем-либо примечательным, за исключением того, что там родился великий ученый. Таких городков было очень много.
– Когда вы проезжаете по южным регионам страны, то по обеим сторонам дороги постоянно видите холмы. Это и есть остатки тех самых городов, – сообщает археолог Закиров. – В письменных источниках говорится, что когда Чингисхан штурмовал Отрар, то гарнизон города насчитывал 50 тысяч воинов. А в цитадели смогли укрыться около 20 тысяч человек. То есть вполне возможно, что в таких городах могли одновременно находиться до 100 тысяч жителей.
Такие же города постоянно встречаются и в Семиречье – по трассе Шелкового пути в сторону Алматы. Есть они и на отрогах гор Каратау – к примеру, городища Ран или Сузак. Ближе к Центральному Казахстану, в долине реки Сарысу, они все беднее и беднее. И скорее являются лишь небольшими степными укреплениями. Это такие городища, как Торткуль. Они были просто временным убежищем для местного кочевого или полукочевого населения.