В феврале “КАРАВАН” рассказал историю мужчины, побывавшего в рабстве (“Безнаказанное рабство”, № 8, от 27 февраля 2015 г.). Александра Михайловича, работавшего чабаном в Абайском районе Восточно-Казахстанской области, обманом увезли в глушь. Год мужчина был невольником, выпасая овец за скудную еду и “благодарность” в виде побоев. У него начались проблемы со здоровьем, а когда мужчина стал совсем плох, хозяева вывезли его с зимовки и бросили на трассе посреди степи. После долгих мытарств Александр Михайлович добрался до Семея, в медпункте автовокзала ему вызвали “скорую помощь”, врачи госпитализировали его в городскую больницу.
Как и положено, доктор неотложки передала информацию об Александре Михайловиче в полицию. Но стражи порядка бросились на поиски пострадавшего только после газетной публикации. Однако бывший невольник к тому времени уже выписался из больницы.
Вскоре в адрес редакции поступило письмо за подписью временно исполняющего обязанности начальника ДВД ВКО Кадырбека НУРГАЛИЕВА о том, что на основании статьи возбуждено уголовное дело. Ну а затем мне, как автору статьи, позвонили шесть разных сотрудников областного, городского и районных подразделений ДВД, УВД и ОВД. И стало страшно – никто из них не знал сути истории, пытаясь у журналиста выяснить подробности и узнать, куда делся пострадавший. Все удивлялись, что мне не первый раз приходится отвечать на вопросы об Александре Михайловиче, потому что никто из них не подозревал, что кто-то из их коллег уже задал мне все возможные в данном случае вопросы. Главное – никто из стражей порядка так и не смог ответить, почему информация “скорой помощи” неделю была в полиции, и никто ее не заметил?
С тех пор прошло два месяца, перед майскими праздниками раздался звонок от Александра Михайловича, он просил приехать. Как оказалось, после выписки, когда его разыскивала полиция, он никуда не уезжал. С диагнозом рак IV стадии его перевели в больницу Красного Полумесяца. Сколько бы люди в погонах искали бывшего невольника, неизвестно, однако медсестра случайно увидела информацию о своем пациенте на стенде УВД.
– Ко мне в больницу приехал полицейский из Абайского района, – рассказал Александр Михайлович, – хотя я объяснял, что из этого района меня вывезли, а держали в рабстве в Аягозском районе, он все равно повез меня к себе. В райцентре промыкался три дня, пока он фиксировал мои показания. Мне было плохо, думал, назад в Семей не доеду.
Вернувшись в больницу, бывший раб позвонил родственнику, а уже тот сообщил о судьбе Александра Михайловича его бывшей жене. Несмотря на то что супруги не жили вместе на протяжении последних 17 лет, женщина пожалела бывшего мужа, попавшего в такую передрягу, и забрала к себе домой, занимается его лечением, возит к медикам.
– Врачи ругаются, недоумевая, как можно было настолько запустить болезнь, – сетует супруга Александра Михайловича. – Всем не расскажешь, что произошло…
6 мая герою этой истории позвонили сотрудники Аягузского ОВД и сообщили, что 7 мая приедут записывать показания. Александр Михайлович попросил меня поприсутствовать при общении с районными следователями. Но полицейские так и не приехали ни в обещанный день, ни после него. Непонятно, зачем звонили, устроили переполох?
Такими методами и темпами работу по завершению “рабского дела” можно ждать еще очень долго. Вот только доживет ли бывший невольник?
Семей