По проторенной дороге

Данное заявление свидетельствует о неспособности американской администрации предложить новое видение по афганской проблеме, а акцент на силу лишь усугубляет ситуацию и увеличивает напряженность на южных рубежах СНГ.
Опыт предыдущего американского президента Джорджа Буша, "зациклившегося" на военной составляющей кампании в Афганистане, показал неэффективность такого подхода.
Ставленник Запада президент Афганистана Хамид Карзай по мере концентрации военной силы в регионе, терял свое влияние, и постепенно превратился в хозяина Кабула. Вместе с тем на остальной территории страны хозяйничают талибы. Тупиковая стратегия наращивания мускулов будет продолжена и при Бараке Обаме. Поэтому можно прогнозировать усиление напряженности в регионе, ослабление кабульского режима и постепенное скатывание страны к возможной широкомасштабной гражданской войне.
Проблема новой американской администрации в том, что, решая сиюминутные задачи, она забыла о концепции афганского урегулирования. Сейчас уже понятно, что без увеличения воинского контингента в стране невозможно провести президентские выборы.
Вполне возможно, что мысли государственного секретаря Хилари Клинтон, отвечающей за внешнеполитическую стратегию США, уже направлены на период после проведения президентских выборов. Вероятно, именно после того, как не оправдавший надежды Запада Хамид Карзай уйдет с президентского поста, американцы намерены предложить
что-то иное, кроме усиления военной группировки в стране.
Но складывается впечатление, что ни ранее Буш, ни теперь Обама не знают, что делать. Не факт, что афганский клубок проблем не будет передаваться от одной американской администрации другой до того момента, пока Запад готов платить за относительный контроль над регионом, ставшим основным производителем наркотиков в мире.
Иди туда, не знаю куда…
Еще при Буше афганская военная кампания стала большой головной болью администрации США. Попытки силой заставить афганское общество стать цивилизованным и адекватным, оказались тщетными. Сегодня понятно, что суть понятий цивилизованности и адекватности трактуется афганцами своеобразно. Они хотят жить так, как считают нужным, и любое вмешательство извне считают агрессией, вне зависимости, какие при этом преследуются цели.
По большому счету, американцы так и не смогли выполнить ряд условий, при которых в стране мог наступить хотя бы относительный мир.
Первое. Они не смогли дать Афганистану лидера, способного действовать жестко и решительно. Хамид Карзай, пуштун по происхождению, оказался слишком мягким, а его действия - половинчатыми. Такого типа руководителей в стране, вся история которой большая война с небольшими перерывами на передышку, здесь не уважают.
Стремясь создать вокруг себя пояс безопасности из преданных людей, Карзай фактически простимулировал коррупцию и кумовство. В результате президент оказался в окружении людей, способных ради денег и материальных благ на что угодно.
Поэтому между Бабраком Кармалем, в свое время поставленным СССР, и сегодняшним президентом Хамидом Карзаем нет принципиальной разницы. Режим Кармаля без поддержки извне быстро развалился. Режим Карзая продержится не дольше.
Второе. Американцы сделали ставку на деньги и силу, что в нынешних условиях Афганистана практически не действует. Эти факторы будут работать только в условиях, когда США дадут стране лидера-диктатора, способного деньги и силу переформатировать в жесткий повсеместный контроль.
Деньги без опоры на диктатора, имеют свойство когда-нибудь заканчиваться. Так случилось и в Афганистане. Людям свойственно ошибаться. Бушу показалось, что контроль над страной в течение определенного промежутка времени способен успокоить афганское общество, смирить его с присутствием силы и наладить мирные процессы. Поэтому и была избрана тактика контроля над Афганистаном любой ценой. Воздушное обеспечение тылов военной коалиции было сверхзатратным, но американцы на это пошли, надеясь на результат. А когда результат оказался плачевным, и афганское правительство погрязло в коррупции, а Карзай так и не сумел стать авторитетом для афганцев, стал вопрос сухопутного обеспечения тылов.
По третьему закону Ньютона, любая сила прямо пропорционально силе противодействия. Так и в Афганистане, чем больший контингент там сосредотачивается, тем большее неприятие и противление находит. Поэтому решение Обамы усилить группировку - не больше, чем стремление сделать хорошую мину при плохой игре. Если и дальше опираться на военную силу, то, как конечный продукт такой бездумной политики, можно получить еще один глобальный очаг напряженности. Фактор силы в Афганистане - дело бесперспективное и довольно опасное.
Афганские реалии
Последние по времени события в этой стране, связанные с проведением президентских выборов свидетельствуют о неспособности центральных властей контролировать страну. Конституционные полномочия действующего президента Хамида Карзая истекают 21 мая 2009 года, выборы должны пройти в апреле. Точную дату голосования независимая комиссия должна объявлять за 140 дней до выборов, сами же выборы должны случиться за 30-60 дней до срока истечения полномочий действующего президента.
Независимая Комиссия по проведению президентских выборов в Афганистане посчитала невозможным проведение выборов в срок. В Комиссии считают, что весной нельзя будет обеспечить безопасность голосования в большинстве провинций страны.
В заявлении, распространенном Комиссией, сказано, что в настоящее время присутствие центральных властей в ряде провинций на юге страны "не ощущается". В нескольких районах южных провинций процесс регистрации избирателей и вовсе приостановлен.
Регистрировать избирателей начали 6 октября в 14 афганских провинциях. Проблемы с обеспечением безопасности избирателей сразу же возникли в провинциях Логар, Газни, Вардак и Кундуз. Два дня назад стало очевидно, что проведение регистрации избирателей невозможно в шести уездах провинций Кандагар и Гильменд, находящихся под контролем талибов.
В то же время афганские власти стремятся показать мировому сообществу свою эффективность. Так, глава Управления национальной безопасности (УНБ) Афганистана Амрулла Салех в марте прошлого года опроверг данные американской разведки о том, что правительство Карзая контролирует не более 30 процентов территории страны.
Напомним, что директор агентства национальной безопасности США Майк Макконнел, выступая 27 февраля 2008 года перед членами сенатского комитета по делам вооруженных сил, заявил, что движение "Талибан" контролирует одну десятую территории страны, а более половины территории страны контролируется старейшинами племен или местными полевыми командирами.
По словам А.Салеха, талибы контролируют 8 уездов, которые составляют 5 процентов территории Афганистана. В подконтрольных талибами уездах живет 2 процента от населения страны.
Однако это не стыкуется с независимыми оценками ситуации в стране. Согласно данным организации Международный совет по безопасности и развитию (МСБР), за 2008 год движение "Талибан" распространило свое постоянное присутствие на 72 процентах территории Афганистана. По словам старшего сотрудника организации Мари Макдоналдс, создалась опасность того, что талибы "восстановят контроль над Афганистаном под носом НАТО".
Поэтому и необходимо усиление иностранного военного присутствия и укрепление Афганской народной армии.
Справка:
В настоящее время в рядах АНА служат около 80 тысяч солдат, сержантов и офицеров. К исходу 2009 года планируется довести численность АНА до 134 тысяч человек. Со своей стороны США готовы перебросить в Афганистан в этом году дополнительно 30 тысяч своих солдат.
В ожидании усиления военного присутствия США, президентские выборы отложены на 20 августа нынешнего года. По мнению афганских и внешних наблюдателей, этот срок может оказаться неокончательным.

Выборы со всеми неизвестными
Сегодня США прекрасно осознают, что Карзай должен уйти. Об этом уже говорил нынешний хозяин Белого дома Барак Обама еще до своего избрания президентом США с присущей ему прямотой и искренностью. "Карзай не вышел из бункера и не смог организовать Афганистан, - подчеркнул он, - правительство, судебную систему, полицию так, чтобы завоевать доверие народа".
Американцы об этом вслух предпочитают не говорить, но другого выхода, кроме как найти лидера или среди умеренных талибов, или у афганцев, способных получить поддержку талибов, - у них практически не осталось.
Конечно, первый вариант наиболее сложный и не дает стопроцентной уверенности в управляемости такого президента. Даже умеренный талиб, в конце концов, талиб, и в любой момент может забыть о своих обещаниях Западу.
Второй вариант, разумеется, предпочтителен. Так, недавно о своем намерении баллотироваться в президенты заявил проживающий в Чехии афганец Карим Танивал. Примечательно, что этот 44-летний афганец рассчитывает на поддержку движения "Талибан", и заявляет: "Я уже взвешивал возможность выдвижения своей кандидатуры и говорил с рядом влиятельных деятелей, в том числе с высокими представителями Талибана".
Как только США смогут запустить в Афганистане фактор авторитетного лидера, фактор денег может сработать. А фактор силы - это явление временное, и опираться на него в долгосрочной перспективе не выйдет.

Фото с сайта http://nvo.ng.ru