А бараны, выбравшись из придорожных кустов, не спеша, даже как-то вальяжно, переходили изувеченный автобан Куйган – Баканас. В свете фар хорошо читались эти откормленные надменные морды, исполненные высокомерного презрения к двуногим, которые на 4 колесах передвигаются.
– Тут на обочинах конопля растет, видел, как бараны ее жрали? – фотокор Тахир Сасыков расхохотался. – Представь, какой из них веселый шашлык получается.
От Алматы до Куйгана – 550 километров. Дорогу постоянно перебегали и неспешно пересекали кони, коровы, козлы, бараны.
Днем – нормально. Поздним вечером, когда совсем стемнело, они выскакивали из придорожных зарослей как черти из табакерки. Специально на свет фар перли? Баев даже материться устал: и, правда, что с безмозглой скотины спросишь? А вот с ее хозяев можно. Или нужно? Мелкая рыбешка – большие проблемы: что творится в самом депрессивном поселке Казахстана
Точной статистики ДТП с участием домашних животных по Алматинской области не нашел. Но подозреваю, что их немало.
Вот на трассу Алматы – Капшагай ни одна тварь не вылезет: она огорожена отбойниками и чуть ли не послезавтра станет платной.
А внутрирайонные дороги остаются зоной необъявленной войны между водителями и владельцами скотины.
По мнению моего знакомого инженера-автодорожника Асхата Кенжегали, бесхозный выпас скота – это одна проблема. Вторая – аварийное состояние дорог. Ни поселковые, ни районные акимы сегодня не в состоянии решить эти проблемы: “У первых, по сути, ни власти, ни денег. У вторых власть есть, но тоже нет денег. Все надежды на область, а там тоже средств не хватает. Хотя, если грамотно сформулировать и аргументированно попросить”…
А ЕСЛИ НЕ ДОВЕЗУТ?
От райцентра Баканас до поселка Топар дорога нормальная. Оттуда до рыбацкого села Куйгана – уже испытание для нервов. Последние 100 километров, особенно ночью, выше 40–50 километров не разгонишься.
Уроженец Куйгана, а ныне алматинец Изтилеу Рахимжанов, сопровождавший нас в поездке, заставил пару раз остановиться – замерить глубину ям и “гребёнки”.
До этого я “измерял” эти дорожные артефакты, исключительно постукивая башкой в потолок и копчиком в сиденье машины.
– Нет, ты понимаешь, если в Куйгане кто-то рожает, или кто-то сломал руку-ногу, или отравился? – Изтилеу поднимает градус разговора. – “Скорую” ждать придется часа три, не меньше. Потом обратно столько же. И что, в поликлинику покойника привезут?
Да, для справки. Автобусного сообщения между поселком Куйган и райцентром нет. Зато есть местные таксисты. Но у них тоже свои часы работы.
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области ответило на запрос “КАРАВАНА”:
“Сегодня для поэтапного ремонта на основании расчетов выделены бюджетные средства на разработку технической документации для проведения среднего ремонта 30 километров указанной автодороги от села Куйган”.
А вот ответ министерства по инвестициям и развитию:
“Указанный участок является дорогой областного значения, которая содержится и ремонтируется за счет местного бюджета… С 2015 по 2017 год на данном участке было охвачено средним ремонтом 48 километров… Акиматом Алматинской области проводится обследование и составление расчетов проектно-изыскательских работ для поэтапного ремонта… Принимая во внимание социальное значение, а также в целях улучшения технического состояния местных дорог министерство совместно с акиматами областей в рамках государственной программы "Нурлы жол" и Послания главы государства дополнительно выделяются средства на паритетной основе по схеме 50 на 50 для ремонта местных дорог... Министерство готово поддержать предложение по ремонту данной дороги”…
– Когда районом начинает командовать новый аким, – Изтилеу опять, как ярый патриот родного края, повышает температуру разговора, – он сразу обещает отремонтировать этот участок. Но самое большое – это заплатки. Как после бомбежки: во что превратил банковский кризис пригород Астаны
Сколько этих бастыков за последние 20 лет поменялось – я уже со счета сбился. А дорога как была “убитой”, такой и остается.
– Но тут и движение небольшое. Из министерства внутренних дел “КАРАВАНУ” ответили, что в сутки на этом участке не более 20 единиц транспорта.
– А сколько машин тут уже угробили? Особенно осенью, весной и зимой, когда под лужами и снегом гребенки не видно. Любой ремонт автомобиля в копеечку влетает. А заработки здесь небольшие. Поэтому люди отказываются лишний раз в Баканас ездить на своих колесах.
И еще у куйганцев такой менталитет – не жаловаться на начальство. Вот они и молчат, терпят.
Если верить акиму района господину Токпеисову Галымжану, то наш участок совсем нормальный. Какой нормальный! “Подушка” под асфальтом разбита и “играет”. У нас летом температура плюс 40 и выше, зимой минус 40 и ниже. Этот перепад плюс большегрузный транспорт и убили полотно. Как по шпалам едешь…
Асхат Кенжегали:
– Балхаш – очень перспективная зона для туризма, и не только для внутреннего. Если создать там условия для рыбалки, охоты и просто отдыха на берегу такого уникального озера – единственного в мире и пресного, и соленого, то государство много может выиграть. В Алматинской области уже есть одна точка притяжения – озеро Алаколь. Но дорога туда отвратительная. Балхаш может стать альтернативой.
Если мы делаем ставку на развитие туризма, то в первую очередь нужно восстанавливать внутриобластные трассы.
Кстати, вот сейчас в голову пришло. Много ли граждан, которые хотели отдохнуть на Алаколе или Балхаше, но не добрались туда из-за того, что разбили машины на дорогах, подавали иски в суды? И на кого? И как страховые компании рассматривают такие случаи?
– Мне тоже интересно.
– В Казахстане определено более сотни туристических точек притяжения. В том числе сакральные места. Только в Алматинской области их больше двух десятков. А к ним асфальта до сих пор нет.
– У вас есть конкретные предложения?
– Если в рамках “Нурлы жол” найдут средства для ремонта таких дорог – это облегчит доступ туристов к ним. От этого в свою очередь увеличатся поступления в бюджет. Но это только полшага.
Казахстан хорошо заработает на маршруте Западная Европа – Западный Китай. Но еще больше сможет на местечковых дорогах.
Однако здесь придется вкладывать не 150 миллиардов тенге в год, а втрое больше. Тогда и отдача будет сильнее.
АЛМАТЫ