По чьей вине недосол?

ТЕХНИКА СТОИТ… В ГАРАЖЕ

На этой неделе – в понедельник, вторник и среду – в Алматы чистили только центральные улицы. Причем по какой-то замысловатой схеме. К примеру, улица Фурманова – в северном направлении, до поворота к городскому акимату. Улицу Сатпаева тоже чистили частями. В остальных местах – хоть машинам не ездить, пешеходам не ходить! Да и на почищенной во вторник утром улице Сатпаева тоже происшествий хватало – к вечеру из окон редакции “Каравана” можно было увидеть, как заносит машины на льду, а пешеходы падают, переходя улицу.

По тротуарам все эти дни можно было ходить только в обуви с шипованной резиновой подошвой (где бы еще достать такую?). Пример – улица Байсеитовой, центр Алматы, в паре сотен метров от городского акимата. Ежедневно(!) в алматинские травматологии с различными травмами рук, ног обращаются 40–50 человек. Причина одна – поскользнулся, упал, очнулся – гипс.

Куда же подевалась спецтехника для очистки дорог, которую несколько лет назад с помпой покупал городской акимат? В среду в 11 часов утра наши корреспонденты обнаружили стоящую на приколе спецтехнику в гараже АО “Дорожно-эксплуатационное управление "Автобаза”! Это что за издевательство, когда по дорогам невозможно проехать? Почему не чистили и не посыпали песком тротуары? Что вообще сейчас творится в дорожно-эксплуатационных службах города?

Мы выяснили: спецтехники для очистки дорог от снега в городе достаточно – более 200 единиц. Но часть машин простаивает – у предприятия не хватает денег на бензин.

Другие накопившиеся вопросы мы пытались задать ответственным за порядок на алматинских дорогах, но начальство отделов ЖКХ при районных акиматах, главный инженер ДЭУ постоянно оказывались на совещаниях. А что толку совещаться, когда надо работать!

НАДО 9 МИЛЛИАРДОВ, ДАЛИ – 2,4

В свое оправдание за скользкие дороги генеральный директор АО “Дорожно-эксплуатационное управление "Автобаза” Багдвай КЕНЖЕКАРАЕВ в январе корреспонденту “Каравана” говорил, что город страдает из-за острой нехватки денег, которые должен был выделить городской акимат.

– При температуре воздуха ниже десяти градусов мороза в идеале надо использовать на дорогах песочно-соляную смесь (песок и техническая соль), в которой пятьдесят процентов технической соли и пятьдесят процентов песка, – говорит гендиректор. – Мы себе не можем этого позволить. В снегопад используем всего 10 – 15 процентов хлоридов, иногда кладем чуть больше. Такие нормы заложены в наш тариф, на большее денег нам не выделяют. А на 2010 год еще никто денег не давал. Чтобы содержать дороги Алматы круглый год в чистоте, необходимо 9 миллиардов тенге. На весь 2009 год нам дали 2,4 миллиарда тенге. Только за январь я сжег ГСМ почти на 50 миллионов, это все в долг.

По словам Багдвая Кенжекараева, в сильный снег с дождем – с 17 на 18 января – дорожники высыпали на дороги чуть ли не весь свой запас песочно-соляной смеси – 3726 кубов, или 5328 тонн. Мы подсчитали: 5328 тонн – это более восьмидесяти шестидесятитонных железнодорожных вагонов. По идее город должен был утопать в соли, снег растаять, а дороги превратиться в кашу. Но мы на улицах видели сплошной каток!

ОДИН ОТВЕТ – ДЕНЕГ НЕТ

Чтобы песочно-соляная смесь работала на дорогах при низких температурах, ее состав надо менять, увеличив концентрацию соли, утверждают дорожники. А для этого нужны дополнительные средства из бюджета.

Но одними деньгами, оказывается, с дорожной бедой не справиться. Дорожники говорят: чтобы увеличить концентрацию соли для алматинских дорог, необходимо разрешение экологической и санитарных служб города. Спрашивается, что мешает руководству ДЭУ это разрешение получить?

Но и на это у дорожников есть “аргумент”: дескать, в Алматы климат не такой, как в Европе, которая давно применяет концентрацию хлоридов и песка в пропорции 50 на 50. Мол, если в Алматы начнут использовать новый состав, еще неизвестно, как это отразится на состоянии воздуха, зеленых насаждений.

Может, тогда имеет смысл применять на дорогах, тротуарах синтетические материалы, как это делают в Москве? И тут, по уверениям дорожно-транспортных служб, все опять упирается в деньги!

– Синтетический материал сам по себе не используется – обязательно в составе антигололедной смеси должен быть дробленый песок, – говорит Багдвай Кенжекараев. – У нас на заготовку антигололедных материалов уходит 150 – 160 миллионов в год. Если внедрить опыт Москвы, придется тратить в десять раз больше!

ВОТ И ДОЖДАЛИСЬ ЖАРЕНОГО ПЕТУХА

Вообще странная вырисовывается картина. И техника, и люди есть, а дороги – никакие. Недавно на одном из совещаний аким города Ахметжан ЕСИМОВ покритиковал работу дорожников. Те, в свою очередь, кивают на акимат, который недостаточно финансирует дорожные работы. А страдают в конечном итоге люди.

“Если не хватает денег, просить надо лучше”, – высказал свое мнение относительно сложившейся ситуации бывший работник городского акимата. А еще – готовить сани нужно летом, а не ждать, пока жареный петух в снегопад клюнет.

Елена КОЭМЕЦ, Тахир САСЫКОВ (фото)