По 500 миллионов за километр: в Кызылординской области стартовал самый долгожданный проект десятилетия

Эту дорогу протяженностью 424 километра называют самой убитой в стране, тем не менее, даже в распутицу по ней ездят, в том числе большегрузы и междугородние автобусы.

Вопрос реконструкции трассы до Жезказгана “пережил” 3 акимов области, обсуждение его началось более 10 лет назад, и только сейчас он получил положительное решение.

– Работы по реализации проекта уже начались, – сообщил руководитель Кызылординского областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мурат ТЛЕУМБЕТОВ. – Разработана проектно-сметная документация на реконструкцию 204 километров (кызылординской части. – Авт.) дороги от Кызылорды до Жезказгана. По ПСД получено положительное заключение государственной экспертизы. Сейчас идет тендер по определению подрядчика строительства, после чего победитель, обладатель заказа, уже в этом году должен приступить к строительно-монтажным работам.

Если всё будет сделано, как задумано, то это будет просто супер.

– В проекте предусмотрено строительство объездной дороги протяженностью почти 15 километров вокруг Кызылорды, – рассказал исполняющий обязанности директора Кызылординского областного филиала акционерного общества НК “ҚазАвтоЖол” Шанжархан Мырзабай. – Она будет присоединена к автомагистрали Западная Европа – Западный Китай и полностью обеспечена ночным освещением. Что касается дороги на Жезказган, проектом предусмотрен перевод автомобильной дороги III технической категории шириной 7 метров на дорогу II технической категории шириной в 9 метров. То есть дорога будет широкая. Запланировано строительство 2 транспортных развязок, 2 путепроводов для сельхозтехники и домашних животных, 3 мостов через каналы, 2 многофункциональных арок промежуточного контроля, предназначенных для определения веса, габарита, скорости автомобилей. Вдоль трассы построят современные зоны отдыха, водопропускные трубы, теплые туалеты, скотопрогоны, оформят перекрестки и дорожные стыки.

Стройка рассчитана на 3 года. Предполагается трудоустроить на ней 2,5 тысячи человек. Стоимость реконструкции кызылординского участка (часть дороги проходит по территории Карагандинской области. – Авт.) 106,6 миллиарда тенге. Деньги одалживает Европейский банк реконструкции и развития, которому Приаральский регион должен уже, что называется, по уши.

Недавно аким Кызылординской области Гульшара АБДЫКАЛИКОВА встречалась с директором по Казахстану ЕБРР Хусейном ОЗХАНОМ. На встрече обсуждался вопрос дальнейшего развития деловых связей.

– На сегодняшний день мы реализовали совместно с вами 4 проекта, – отметила в разговоре с банкиром Абдыкаликова. – Это проекты по тепло- , водо- , электроснабжению Кызылорды и региона и созданию местного автобусного парка. По теплоснабжению областного центра – проложено 6,3 километра тепловых сетей. По модернизации системы водоснабжения – в городе приобретена спецтехника и передвижная лаборатория. По электроснабжению – в Кызылорде и Шиелийском районе области обновлены электрические сети и трансформаторные подстанции. Подключены к автоматизированной системе регистрации электроэнергии. По этим 3 проектам коммунальные учреждения своевременно выполняют свои обязательства перед банком. По проекту создания автобусного парка в Кызылорде еще есть совместная работа. В рамках проекта приобретено 112 автобусов, из них 92 – через Европейский банк реконструкции и развития.

На встрече глава региона предложила Хусейну Озхану пересмотреть объем выданных области кредитов со стороны банка и продлить период выплат.

– Начата и реконструкция трассы Кызылорда – Жезказган, – отметила Абдыкаликова. – Ввод в эксплуатацию дороги позволит увеличить объемы пассажирских и грузовых перевозок.

КЫЗЫЛОРДА