ЖЕРТВЫ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО
Гульжан Султанова окончила Алматинский технический университет в 1998 году. На последнем курсе вышла замуж и вместе с мужем Талгатом поселилась в селе Ушбулак в пригороде Талдыкоргана. В селе семья прожила 10 лет. Гульжан работала завучем в средней школе, муж с образованием экономиста не мог трудоустроиться. В 2008 году молодая семья, оставив старшую дочь Толкын с бабушкой, переехала с сыном Айбаром в Алматы.
После большого дома в Талдыкоргане маленькие времянки, предлагаемые в аренду за 30–35 тысяч тенге в месяц (200-240 долларов), молодую семью не устраивали. За отдельные съемные квартиры хозяева запрашивали 45-60 тысяч тенге (300-400 долларов), для Султановых это были неподъемные деньги. После долгих скитаний Гульжан с мужем нашла приют в общежитии высшей школы общественного здравоохранения, которое находится в Бостандыкском районе города Алматы.
- Чтобы взять комнату в этом общежитии, я устроилась уборщицей. На тот момент я ещё работала преподавателем математики старших классов в гимназии № 36 города Алматы. За мытье полов сейчас получаю 25 тысяч тенге, пока нахожусь в декретном отпуске. В Алматы у меня родился третий ребенок, мальчик Шынгыс – говорит корреспонденту радио Азаттык Гульжан Султанова.
По словам Гульжан Султановой, ее супруг работает администратором на одном из алматинских базаров. Зарабатывает в месяц 80 тысяч тенге. Сейчас в одной маленькой комнате живут шесть человек. Из Талдыкоргана приехала бабушка со старшей внучкой. Толкын учится в шестом классе, Айбар - в четвертом. Дети утром сами на автобусе добираются в школу, которая находится в другом районе.
- Встали в очередь на жилье по государственной программе. Через Жилстройсбербанк уже оплатили 150 тысяч тенге (1000 долларов). Вложила деньги, которые получила на третьего ребенка, это разовое пособие в размере 60 тысяч тенге. С января следующего года выхожу на работу. Директор школы говорит, чтобы я ещё посидела с ребенком. Малышу всего десять месяцев. Но мне надо пополнять счет в банке, чтобы как-то получить квартиру, – говорит корреспонденту радио Азаттык Гульжан Султанова.
Природа в окрестностях Талдыкоргана очень красивая. Но одними живописными пейзажами сыт не будешь, в сельской местности нет работы, Ушбулак умирает.
- Конечно, когда становится слишком тяжело, появляется мысль вернуться в село. Но ради детей приходится жертвовать собой. Все равно детям придется получать высшее образование в городе, - говорит молодая женщина.
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПРОЦЕСС
Блогер Казбек Бейсебаев, пишущий на темы, связанные с урбанизацией, говорит, что переход от плановой советской экономики к рыночной, развал колхозов и совхозов оставили большую часть сельских жителей без работы. Проблемы трудоустройства сельчан не решаются должным образом на протяжении многих лет, это приводит к массовой миграции населения из сел в города.
По словам политолога Бурихана Нурмухамедова, процесс урбанизации в Казахстане носит стихийный характер.
- Современное развитое государство отличается высокой долей городского населения. Насколько этот процесс в Казахстане контролируется государством - это другой вопрос. У нас произошла нерегулируемая урбанизация, не без определенной политики ослабления поддержки села, – говорит в интервью Азаттыку Бурихан Нурмухамедов.
Город более привлекателен с точки зрения развитости инфраструктуры, возможностей самореализации. В городе в течение дня деньги могут сделать оборот. В селе такие возможности ограничены. Молодежь едет в город, чтобы реализовать себя.
По мнению политолога, если экономика развивается, имеет потенциал в условиях растущей миграции населения, урбанизация не принимает негативного характера.
- В Казахстане есть газ, нефть. Нужно правильно их распределять. Арабские страны имеют большие доходы от добычи углеводородов. Деньги направляют на развитие городов. Если Казахстан будет правильно распределять доходы, урбанизация будет носить позитивный характер. В Нигерии есть нефть, но доходы от ее продажи сосредоточены в узких кругах, – говорит Бурихан Нурмухамедов.
При урбанизации происходит маргинализация определенной части населения. Выходцы из села, которые с трудом интегрируются в городскую среду, рискуют стать «героями» криминальной хроники. Основной группой риска могут выступить внутренние мигранты, говорит политолог.
СТАЛИ ОБСУЖДАТЬ ПОСЛЕ ЖАНАОЗЕНА
Эксперты говорят, что развитие казахстанских городов происходит неравномерно. По мнению Бурихана Нурмухамедова, Шымкент демонстрирует желание и способность развиваться, поглощая земли, ранее не входившие в городскую черту. Другие города более консервативны.
- Алматы не хочет развиваться, расширение территории города является большим бременем для бюджета. Давно назрела необходимость строительства кольцевой сети электричек вокруг мегаполиса с включением в транспортную орбиту Каскелена, Капшагая, Талгара и других близлежащих населенных пунктов. Талдыкорган сейчас мало финансируется. Развитие Жезказгана как города остановилось. Семей, Оскемен, Кызылорда с региональным развитием задержались, – говорит Бурихан Нурмухамедов.
По мнению политолога, сложности, связанные с миграцией населения из села в город, должна решать власть. В Казахстане о проблемах урбанизации начали говорить только после Жанаозенских событий, когда при разгоне демонстрации в декабре 2011 года погибли по меньшей мере 16 человек.
- Во время правления Кунаева развитие получили города Текели, Жанатас, Рудный, Кентау, Сатпаев. В 1959-60 годах появился город Актау. От экономического кризиса 1990-х годов какие-то из этих городов оправились, другие нет. Наряду с признаками роста городов у Казахстана наблюдается «призрак деурбанизации». В советские годы в число «миллионников» входила Караганда, которая считалась шахтерской столицей. Однако неурядицы в отраслевом хозяйстве привели к тому, что население стало расселяться, - говорит Бурихан Нурмухамедов.
НЕРАСПУТАННЫЙ КЛУБОК
- На строительство индивидуального жилья в столице выделено более 15 тысяч участков. Астана напоминает современный Париж или Рим, которые прирастают пригородами. Ежегодно в республиканский бюджет от доходов нефти поступает восемь миллиардов долларов. Правительство неправильно распределяет эти деньги. Средства надо вкладывать в дороги, газификацию, замену инженерных сетей, которые устарели. Необходимо создавать рабочие места на селе, – считает Бурихан Нурмухамедов.
Блогер Казбек Бейсебаев придерживается аналогичной точки зрения. Он говорит, что для решения накопленных проблем необходимо в районных центрах открывать небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции:
- Надо укрупнять сельские населенные пункты, объединять аулы. Все это, может быть, обойдется дорого государству, но иначе нельзя.
По мнению политолога Бурихана Нурмухамедова, бесконтрольный рост численности городского населения может повлечь за собой целый ряд социально-политических, экономических, экологических и других проблем, справиться с которыми в будущем будет очень сложно.
По статистическим данным, в Алматы проживает наибольшее количество городского населения – более 1,4 миллиона человек. В Астане – более 740 тысяч. По официальным данным, меньше всего проживает в городах Северо-Казахстанской области – более 230 тысяч человек.
По прогнозам экспертов, в ближайшие два-три десятка лет соотношение городского и сельского населения в Казахстане должно составить пропорцию 65 к 35 процентам. В России доля городского населения составляет 72 процента, почти столько же в Беларуси, около 70 процентов в Украине и Армении. Более 90 процентов жителей США живут в городах.
Источник: Радио Азаттык