За ответом на вопрос нашего читателя мы обратились к директору одного из алматинских сервисных центров Вадиму Баскакову.
– Турбина любой конструкции, установленная на бензиновом или дизельном двигателе, проще говоря, является насосом. Ее главное предназначение – повысить мощность двигателя. Чем больше турбина, тем больше мощность, которую она выдает, прокачивая через себя большее количество выхлопных газов.
– А что такое турбопровал?
– Подобное явление называют еще турбопаузой. Оно возникает при малых оборотах двигателя, когда водитель ощущает, что двигатель явно не набирает необходимой мощности. У маленькой турбины пауза менее заметна, так как она более остро реагирует на нажатие педали газа и быстрее наполняется газами, чем большая.
– Говорят, будто турбина “сушит” двигатель, из-за чего сроки его службы существенно сокращаются...
– Это заблуждение. Ведь турбированный двигатель проектируется специально и имеет солидный запас прочности. В частности, здесь применяются усиленный коленвал и более прочные шатунные и коренные вкладыши.
– Чего боится турбина?
– Перегрева. Ее подшипники рассчитаны на температуру не выше +150о С.
При более высокой температуре произойдет разжижение масла, что приведет к преждевременному износу турбины. Поэтому рекомендуется применять специальные масла для турбированных двигателей. К перегреву турбины могут привести долгая, более двух часов, поездка на высоких оборотах, забитый масляный фильтр, неисправности в системе зажигания или в подаче топлива.
– Правда ли, что турбина “съедает” больше топлива?
– Да, ведь она закачивает в цилиндры дополнительное количество воздуха, и, соответственно, туда же поступает больше топлива. За дополнительную мощь приходится платить.
– Действительно ли турбированные двигатели меньше живут?
– Да, это так. Кроме того, срок их службы сокращает несвоевременная замена масел, масляных фильтров, езда на непрогретом двигателе и выключение мотора без выдержки в режиме холостого хода. Самый простой способ реанимировать двигатель – поставить новую турбину.
Олег Губайдулин