Но, наконец пришло понимание, что этот показатель может быть объективным только в ряду других. Например, для каждого НПФ очень важно иметь сбалансированный инвестиционный портфель.
О портфеле разговор особый. Сегодня он может давать нереальную, по нынешним рыночным меркам, доходность, а завтра принести колоссальные убытки. Поэтому очень важно не увлекаться рисковым инвестированием, а лучше подумать, как этот портфель "сработает" в будущем, какие дивиденды он принесет вкладчикам НПФ.
Последние три года на рынке инвестирования пенсионных активов наблюдался явный регресс. В условиях укрепления тенге и падающей доходности на всех рынках, НПФ не могли обеспечить даже нулевую доходность. При этом специалисты НПФ не видели трагедии в этом, объясняя, что пенсионные деньги - длинные и важно положительно инвестировать с горизонтом 10-15 лет.
Чтобы "разрядить" обстановку вокруг отрицательной доходности НПФ, Агентство финансового надзора ввело иную методику подсчета доходности - вместо одного года стал браться трехлетний период.
Показатели НПФ несколько улучшились, но и новый принцип оценки финансовой эффективности НПФ не удовлетворяет ни сами фонды, ни регулятора, ни тем более вкладчиков, большинство которых никак не может понять, почему их пенсионные сбережения не прирастают доходом, а если и прирастают, то очень медленно.
В этом году ситуация с финансовым инструментарием начала выправляться, что тут же положительно сказалось на доходности. Министерство финансов начало эмитировать государственные ценные бумаги для пенсионных фондов, на фондовый рынок стали вбрасываться инфраструктурные облигации, в Казахстан уже пришли два международных финансовых института и сделали займы в тенге.
Немаловажен и тот факт, что практически все новые инструменты правительству удалось "привязать" к инфляции. То есть, эти бумаги могут и не давать большого дохода, но, по крайней мере, они неубыточны.
Более того, в начале года началось оживление на рынке акций, и некоторые пенсионные фонды не преминули воспользоваться ситуацией, показывая теперь довольно высокую доходность.
Однако специалисты НПФ, проводящие консервативную инвестиционную политику, очень настороженно относятся к таким, казалось бы, впечатляющим результатам.
Во-первых, любой финансист знает: чем выше доходность, тем выше риск. Развивающиеся рынки сами по себе неустойчивы, а если речь идет о рынке акций, который в Казахстане фактически не сформирован - здесь риски высоки тем более. Понятно, что большинство финансовых компаний пока еще недооценены, и здесь есть большой потенциал роста их долевых ценных бумаг. Но между вероятностью роста и вероятностью падения можно поставить знак равенства. Если, например, у пенсионного фонда, купившего бумаги по очень высокой цене, возникнет необходимость "сбросить" их в определенный момент, никто не даст гарантии, что ему удастся продать их с прибылью. Более того, ему, возможно, придется продавать по цене гораздо ниже покупки. Самая главная проблема заключается в том, что рынок не ликвиден, у игроков нет достаточного инвесторского опыта и поведение ценных бумаг казахстанских корпоративных эмитентов достаточно непредсказуемо.
На первый план для многих НПФ сегодня выходит оценка рисков. Здесь перед ними встает дилемма: показывать высокий доход, тем самым пытаясь привлечь новых вкладчиков, или же тщательно отслеживать риски, не ввязываясь в явно спекулятивные игры?
Пока, как видим, многие фонды делают выбор в пользу риск-менеджмента. Они предпочитают не шокировать вкладчиков финансовыми достижениями, а пытаются сделать все для того, чтобы интересы каждого вкладчика были защищены.
Регулятор рынка, со своей стороны, тоже намерен предпринять меры, которые бы позволили повысить реальную доходность пенсионных фондов. Однако нужно ли это делать, если риски значительно возрастут?
Агентство финансового надзора, например, рассматривает вопрос аннулирования лимитов инвестирования пенсионных активов, которые устанавливаются для НПФ. Правда, это может произойти только через несколько лет и в том случае, если профессионализм управляющих пенсионными активами не будет вызывать сомнений.
Кроме того, АФН уже обкатывает идею "рейтингового" допуска НПФ к ценным бумагам. В настоящее время НПФ имеют право приобретать бумаги эмитентов, включенных в листинг "А" Казахстанской фондовой биржи. Теперь предлагается открыть доступ и к тем бумагам, которые имеют определенный рейтинг от международных рейтинговых агентств. А со временем можно полностью перейти к системе рейтинговой оценки.
По идее, риски не должны увеличиться, поскольку листинг "А" не всегда для грамотных управляющих являлся показателем надежности. То есть, даже не все бумаги, размещенные в этой категории, считаются НПФ безрисковыми - ЦБ некоторых эмитентов, хотя они и размещены в "ашке", являются заведомо непокупными.
Но очень важен переходный период, так как не все потенциально интересные компании для инвестирования пенсионных активов имеют рейтинги.
Представляется, что сегодня АФН необходимо внимательнее присмотреться к пенсионному рынку и проанализировать, насколько оправдана стратегия некоторых НПФ на получение максимальной прибыли, даже если те укладываются в прокрустово ложе лимитов.
Здесь самое главное - просчитать возможные отрицательные последствия от временного положительного эффекта.