Плотина за миллионы тенге может затопить Восточный Казахстан

Для региона тема паводка – из разряда вечных: сколько чиновники ни готовятся к большой воде, ни одна весна еще не прошла гладко. Достаточно вспомнить последние 10–15 лет.

В 2000 году в Шемонаихинском районе из-за прорыва плотины прудового хозяйства смыло улицу в селе Рассыпное, погибли пять человек. В 2005 году – наводнение в пригородах Усть-Каменогорска – поселках Старая Согра и Гавань, пострадали десятки домов. В 2010 году в Тарбагатайском районе под воду ушли села Кокжира и Жантикей, в Кокпектинском районе из-за прорыва дамбы Лайлинского водохранилища смыло улицу в селе Самарское. 2011 год – очередное наводнение в Старой Согре, 2015-й – в Абайском районе подтоплены села Саржан и Караул, снесены мосты в Зыряновском, Уланском, Бородулихинском районах…

Сколько денег за тот же период ушло на так называемые противопаводковые мероприятия? Точнее, сколько бюджетных миллиардов? Только в 2010 году из резерва правительства было выделено свыше миллиарда тенге (заметьте, в додевальвационном исчислении). И какой толк?

Возможно, ответом на этот вопрос может послужить ситуация, сложившаяся с плотиной искусственного водохранилища в селе Теректы Курчумского района.

Не плотина – золото

Село Теректы расположено в сухой глинистой степи. В 1989 году еще при совхозах местную речку перегородили плотиной высотой 15 метров, чтобы накопить водоем, дать селу питьевую и поливную воду. Ясно, что в переходные 90-е состояние плотины мало кого волновало, и в “нулевые” в насыпи из гравия, песка и суглинка начались деформации. В случае ее прорыва Теректы грозит сель из 800 тысяч кубометров воды.

В марте 2010-го за счет средств из резерва правительства на укрепление теректинской плотины было выделено 13 миллионов тенге. За ремонт взялся местный индивидуальный предприниматель (ИП) Тердыкбаев. Располагал он для этого предусматриваемыми лицензией специалистами техникой? Во всяком случае, как заметили в природоохранной прокуратуре Восточного Казахстана, проектные документы не прошли государственную экологическую экспертизу! В районном акимате сочли ее излишней?!

В тот же год комиссия приняла объект, и прокуратура Курчумского района срочно отчиталась: нарушений не выявлено. А через два года (!) представительная комиссия из областных специалистов и районной власти составила акт… об аварийном состоянии плотины на водоеме Теректы.

– Под водоприемником аварийного водосброса из железобетонной монолитной конструкции видны следы фильтрации, основание просевшее, – значится в акте за подписью десяти ответственных лиц. – Защитные сооружения не имеют ледозащитных поперечников на 17 пролетах. Над верхом донного трубчатого водосброса грунт тела плотины просевший, имеются трещины длиной до 15 метров, глубиной 20–30 сантиметров. В камере распределительного узла из щелей стеновых сборных блоков с низовой стороны происходит фильтрация воды. Видны следы засыпки участка тела плотины, где весной 2012 года образовалась воронка… Техническое состояние плотины водохранилища аварийное и представляет угрозу возникновения ЧС, возможная площадь затопления – 28 квадратных километров. Необходимы ремонтно-восстановительные работы согласно дефектному акту и сметным расчетам.

Спрашивается, куда же в таком случае ушли выделенные двумя годами ранее миллионы? И насколько честными и принципиальными были чиновники, которые подписали акт выполненных “ремонтных” работ?

Каждую весну от паводка страдают населенные пункты

Много и опасно

Всего, по данным Восточно-Казахстанского ДЧС (департамент по чрезвычайным ситуациям), в области 204 гидротехнических сооружения, в том числе 26 – в частной собственности. На 58 необходим ремонт, на 17 – срочный! Два года назад областной акимат подготовил по наиболее опасным объектам проектно-сметную документацию примерно на полмиллиарда тенге. Однако из-за напавшей на отечественную валюту слабости прежние сметы придется корректировать. Это ясно даже неспециалисту. На какой срок затянется решение проблемы с учетом таких технических деталей и сложностей бюджета?

Сейчас на контроле ДЧС помимо теректинской плотины еще аварийная плотина в Жарминском районе. Речь о частном Ортабулакском (Шияновском) водохранилище, сооруженном в 1970 году. Его земляная насыпь высотой 17 метров не видела ремонта больше 20 лет. В двух местах идет просачивание воды, шлюз в нерабочем состоянии, возле бетонного оголовка – размывы глубиной свыше 3 метров.

– В случае неблагоприятной обстановки под угрозой села Капай-батыр (площадь затопления 18 квадратных километров) и Калбатау (площадь затопления 9 квадратных километров), – значится в информации департамента.

В прошлом году по линии ЧС при подготовке к паводку отсыпали 4 километра дамб, почти на 3 километрах проблемных участков рек провели работы по расширению и спрямлению русел. Этим летом снова заготовили гравий, камень, технику, запас ГСМ из 20 тысяч литров солярки и 10 тысяч литров бензина…

Насколько эти меры целесообразны? Наскоро отсыпанные  дамбы после половодья зачастую смывает, на реках появляются новые протоки – это не секрет. Как-то в кулуарах экс-руководитель областной службы ЧС заметил: противопаводковые мероприятия – безупречный способ для “освоения” бюджетных средств. Было и… сплыло, поди проверь. На следующий год можно просить денег на борьбу со стихией.

К слову, по информации ДЧС, республиканское госпредприятие “Казводхоз”, на балансе которого числится водохранилище села Теректы, только в этом году направило заявку на разработку проектной документации по реконструкции гидротехнического сооружения. Даже если ее удовлетворят, нужно еще пройти серьезные бюрократические процедуры: экспертные заключения, согласования, включение в план финансирования. А это время, и немалое. И главное, где гарантии, что через пару лет после очередного ремонта плотину вновь не признают аварийной? Судя по практике, нет гарантий. Каждый год на противопаводковые мероприятия выделяют крупные суммы.

Усть-Каменогорск