Площадки нужны не только для самолетов

Окончание, начало см.здесь
Украина также заинтересована, чтобы президенты Путин и Ющенко, наконец, совершили если не прорыв, то хотя бы несколько шагов в сторону урегулирования сложных взаимоотношений.
Немаловажный факт - в течение последних шести месяцев переговоры на высшем уровне откладывались трижды. При этом нельзя сбрасывать со счетов ситуацию, на фоне которого встреча президентов состоится.
На недавнем саммите G8 в Германии Владимир Путин объявил о намерении России в очередной раз повысить цену газа для Украины. Причем, Москва теперь ставит вопрос в следующей очень неудобной для Киева плоскости - Россия намерена ввести в новую цену все издержки, которые она несла в течение последних 15 лет, когда продавала газ Украине по ценам ниже мировых.
В Киеве такие заявления российского президента восприняли однозначно как поддержку персоны и партии Виктора Януковича на парламентских выборах 30 сентября нынешнего года.
Как утверждают оппоненты Януковича, тезка президента сможет договориться с "Газпромом" об отсрочке повышения цен на газ, тем самым, получив дополнительные голоса на выборах. Также накануне петербургского саммита в Украине усилились настроения против членства страны в СНГ: как там полагают некоторые политики, 200 миллионов долларов за удовольствие быть членом Содружества - лишние расходы. Сначала коснемся вопроса, связанного с Януковичем. Что бы там ни говорили политические противники нынешнего украинского премьера, Москва поддерживала, поддерживает, и будет поддерживать политика, который выступает за более глубокую интеграцию с Россией. Это отвечает национальным интересам России, а каким образом Москва собирается влиять на ход парламентских выборов в Украине - вопрос тактики российской внешнеполитической доктрины. Если выбрали вышеуказанный путь, то нет никаких оснований по нему не идти дальше.
Вопрос о 200 миллионах долларов за членство в СНГ, думаю, не слишком большая цена за то, чтобы иметь возможность регулярно встречаться с руководителями стран СНГ и с глазу на глаз решать возникающие между странами проблемы.
Москва добилась того, что Туркменистан стал на настоящий момент участником саммита, вполне возможно, в будущем Ашхабад оформит полноправное свое членство в организации. Казахстан вместе с Москвой и Ашхабадом договорились строить Прикаспийский газопровод, экономическая интеграция между тремя странами развивается хорошими темпами и, что самое главное, геополитическое влияние России в Центральной Азии нарастает благодаря мощной поддержке со стороны Астаны, Ташкента и Ашхабада. В такой ситуации считать копейки на фоне возможного энергетического альянса шести стран СНГ, мягко говоря, смешно.
Энергетические войны все портят
Конечно, лидеры стран СНГ обсудили и больной вопрос Содружества - пути и методы его реформирования. Предполагалось, что на повестку дня саммита будет выдвинута идея реформировать СНГ по образцу Европейского Союза.
Или так называемая Концепция межгосударственного альянса. Кстати, документ должны были обсудить в ходе прошлого минского саммита, но тогда то ли звезды не так встали, то ли настроения приподнятого у президентов не случилось...
При этом в казахстанской концепции реформирования лидирующая роль в Содружестве отведена России. Но все эти планы, судя по всему, далеки от своего воплощения, если вообще возможны в обозримой перспективе.
Антироссийский блок в СНГ в лице Грузии, Украины, Молдовы и Азербайджана не допустит, чтобы лидером в процессе интеграции стала Москва.
Хотя, надо честно признать, ни один из президентов вышеперечисленных стран, во-первых, не обладает достаточной харизмой и характером, чтобы возглавить СНГ, во-вторых, ни в одной стране СНГ нет той ресурсной и интеллектуальной базы, которая имеется в России.
С этой точки зрения политика Астаны заслуживает оценки в "пять с плюсом". Назарбаев знает когда, с какой силой и, главное, какими инструментами необходимо давить, чтобы получить результат. Россия во главе СНГ и есть гарантия того, что Содружество получит соответствующий международный статус и авторитет.
Энергетическая война между Москвой и Минском заметно испортила межгосударственные отношения. В поисках альтернативных источников энергии Александр Лукашенко теоретически добрался до Ирана и Венесуэлы.
С точки зрения практической белорусский президент знает, что решить проблемы с поставками нефти и газа можно решить только с Владимиром Путиным. Сейчас у Белоруссии появился исторический шанс вновь нормализовать отношения с Россией на фоне американских планов разместить элементы ПРО в Европе. Лукашенко может выступить гарантом того, что его страна будет своеобразным буфером для России в вопросе противоракетной обороны.
Главные фигуранты
Потенциальная возможность энергетических войн и глобальная зависимость западных рынков от поставок углеводородов заставляет Россию сконцентрироваться на вопросах транспортировки энергоносителей. Часть необходимых для мировой экономики нефти и газа сосредоточена на территории стран Центральной Азии. Поэтому не случайно нервные переговоры с лидерами Украины, Грузии, Белоруссии и Молдовы будут перемежаться у Путина с более приятным общением с президентами Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.
Главное для Москвы сохранить нынешний формат сотрудничества с центрально-азиатскими странами - большая часть экспорта должна идти по территории России.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, ныне председательствующий в СНГ, прагматичный политик и экономист, понимающий значение России для постсоветского пространства. Его дружба с Россией предполагает два вектора сотрудничества. Первый, геополитический. Москва выступает мощным противовесом китайской экономической экспансии в Центральной Азии, а также гарантом того, что США и ЕС не смогут в полной мере хозяйничать в стране, где Россия имеет свои интересы.
Второй, экономический. Стратегическая ошибка многих стран СНГ заключается в том, что интеграцию с мировым рынком они воспринимают через розовые очки. Многие ведь всерьез полагали, что американцы и европейцы станут покупать продукцию из стран СНГ, отдавая им предпочтение перед продукцией европейских, китайских, японских и других традиционных производителей. Казахстанский лидер осознал, что до тех пор, пока мир не привыкнет к высококачественным товарам из стран СНГ, нужно дружить с Россией и усиливать свое присутствие на огромном российском рынке. Общий рынок стран Содружества - это единственно правильный путь развития стран постсоветского пространства, ибо только через такой общий рынок, в конечном счете, можно выти на рынок глобальный.
Что касается туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова, то одно его появление на саммите СНГ - добрый знак. Его предшественник Сапармурат Ниязов часто игнорировал саммиты и вывел страну из статуса активного участника в ассоциированное членство. Пока трудно предположить, что Туркменистан может восстановить полноправное членство, но если это случится, то все потуги Грузии и Украины поставить под сомнение нужность СНГ окажутся напрасными.
В итоге мы имеем…
Конечно, приоритет двусторонних встреч на саммитах СНГ будет существовать еще долго. В данном формате Содружество принимает решения, обсуждает проблемы и находит решение. Не думаю, что в ближайшее время возможно реформирование СНГ по типу Евросоюза. Это, скорее, долгий процесс мучительных согласований позиций сторон, амбиций президентов и готовности лидеров СНГ поставить интересы корпоратива выше интересов индивида. Когда это случится, неизвестно.
Как и следовало того ожидать, азербайджанский и армянские президенты Ильхам Алиев и Роберт Кочарян лишь обменялись мнениями по вопросу Нагорного Карабаха, так и не найдя реальных компромиссных решений.
Вопрос реформирования СНГ постепенно становится хроническим. На этот раз решено отложить его до очередного душанбинского саммита Содружества. Если к тому времени у президентов останется хоть какое-то желание его обсуждать.
Встречи между Алиевым и Бердымухаммедовым, Путиным и Ворониным, Путиным и Ющенко ничего реального не принесли, а президенты фактически выразили свое почтение друг к другу, не больше.
Мало кто надеялся и на то, что туркменский президент вдруг ни с того, ни с чего начнет публично декларировать свои планы по поводу активного участия в СНГ или заявит о реальных возможностях энергетического сотрудничества. Одно то, что он приехал в Санкт-Петербург - уже достижение. Дальше будет видно.
В актив может занести неформальный саммит лишь президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший по итогам своей встречи с Путиным, что "Россия поэтапно снимет те ограничения, котоpые были введены ею в пpошлом году в отношении Гpузии" (имеется в виду пpекpащение пpямого тpанспоpтного и почтового сообщения между двумя стpанами, запpет на ввоз в РФ гpузинской сельхозпpодукции).
"Конкpетные и детальные вопpосы снятия этих огpаничений будут обсуждаться в ходе пpедстоящих пеpеговоpов между пpедставителями МИД Гpузии и РФ, - добавил глава МИД Гpузии Гела Бежуашвили, - но главное в том, что у pоссийской стоpоны есть политическая воля на снятие этих огpаничений".
Вот, в принципе, и все, что удалось сделать президентам стран СНГ в Санкт-Петербурге. Конечно, статус саммита и не предполагал прорывных решений, но все равно жаль, что на многие вопросы так и не получены ответы.